Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Информационные процессы. Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации

Информационные процессы. Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации

Главная > Документ
    Что помогает людям получать информацию, недоступную их органам чувств? Приведите примеры. Как называется информация, получаемая приемником? Как называется информация после ее обработки? Придумайте примеры человеческой деятельности, связанные с обработкой информации. Расскажите, каким способом в ваших примерах человек получает входную информацию, в чем заклю-чается ее обработка, что является выходной информацией. Что может выступать в роли источника и получателя сообще-ния? Приведите примеры способов передачи информации по схемам:
    Источник (человек) Приемник (человек) Источник (устройство) Приемник (человек) Источник (человек) Приемник (устройство) Источник (предмет) Приемник (человек) Источник (человек) Приемник (предмет) Источник-приемник Приемник-источник Источник Приемники Источники Приемник
Придумайте способ передачи информации. Нарисуйте схему передачи информации. Приведите примеры кодирующих и декодирующих уст-ройств. Что такое носитель информации? Приведите примеры. Какие требования предъявляются к носителю информации? Приведите примеры способов организации хранения инфор-мации. Какие вы знаете устройства, помогающие человеку собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию? Почему важно защищать информацию? Какие способы защиты информации вы знаете? Приведите примеры шифров. Зашифруйте фразу «Я учу информатику» с помощью ключа «шифр».

Тема 4 Информационные процессы

    как следует понимать информационный процесс; что представляют собой информационные процессы в обществе, в живой природе, в технике; что такое информационная технология; какова роль персонального компьютера в информационной технологии.
4.1. Понятие о процессе В повседневной жизни человек все время сталкивается с различ-ными процессами: смена времен года, раскрытие бутона цветка, пошив костюма. Одни процессы протекают в живой природе, другие - в человеческом обществе. Ино-гда человек играет решающую роль в ходе протека-ния процесса, например при пилотировании само-лета или написании сочинения. Некоторые процес-сы протекают независимо от влияния человека, как, например, распускание листьев на дереве, приливы и отливы.
На каждом производстве используются свои особые тех-нологические процессы. Например, для выпечки разных сортов хлеба применяются различные технологические процессы, отли-чающиеся составом продуктов, температурным режимом и вре-менными показателями. Для производства телевизоров ис-пользуется высокоточное обо-рудование и специальная тех-нология изготовления. Это примеры производства мате-риальных продуктов (предме-тов). Особую роль в ходе протека-ния некоторых процессов играет информация. С помощью органов чувств люди воспринима-ют информацию, осмысливают ее и на основе своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные реше-ния. Эти решения воплощаются в реальные действия, которые оказывают влияние на окружающий мир. Процессы, связанные со сбором, хранением, поиском, обработкой, кодированием и пе-редачей информации, называют информационными процессами. Информационные процессы протекают не только в человече-ском обществе, но и в животном и растительном мире. 4.2. Информационные процессы в обществе С информационными процессами вы сталкиваетесь с детства. Со-бирая что-то из кубиков, ребенок дает своему произведению назва-ние: «Это домик!» И не важно, что он составлен из разноцвет-ных пластмассовых кубиков и совсем не похож на настоящий дом. В детском саду вы играли в разные ролевые игры: «Ка-заки-разбойники», «Дочки-ма-тери», «Школа», «Больница». У каждого персонажа была своя роль. Главный объект игры - информация. Для того чтобы получать и передавать знания, узнавать об опасности, выражать свое отношение к происходящему, людям необходимо вступать в контакты (общаться друг с другом). Это называется коммуникацией и яв-ляется основой информацион-ных процессов в человеческом обществе. Это слово происходит от латинского communicatio (со-общение, передача) и обозначает процесс обмена мыслями, сведе-ниями, идеями, то есть информа-цией. Коммуникацией часто на-зывают не только процесс, но и путь и средства передачи некоего объекта с одного места на другое. Люди общаются при помощи речи, жестов, книг, телепередач, кинофильмов, театральных представлений, компьютеров и пр. Люди являются самыми важными объектами в системе коммуни-каций. Без их участия этот процесс не может состояться. Обще-ние - процесс двусторонний. Человек не только получает инфор-мацию, но и сам может выражать свои идеи и передавать инфор-мацию, вступая в контакт с другими людьми, имеющими доступ к глобальному информационному пространству. Без обмена ин-формацией невозможно развитие человеческого общества. Внешние условия (среда) накладывают отпечаток на инфор-мационные процессы, а следовательно, и на коммуникационные процессы. Например, поведение человека в воде совершенно другое, нежели на суше. Изменение коммуникационной среды требует от людей, желающих общаться между собой, знания языка, правил общения, умения читать, писать.

Коммуникационная среда - это совокупность условий обмена информацией.

С появлением электричества прочное место в передаче инфор-мации занимают телефон, телеграф. Возникновение этих спосо-бов коммуникации позволило значительно увеличить скорость передачи информации. Позже появились средства радиосвязи, обеспечивающие коммуникации без проводов. Это сделало воз-можной связь в любых условиях. Например, во время крушений в океанах и морях судно, терпящее бедствие, может передавать специальные радиосигналы. Все эти способы обмена информа-цией дали возможность быстро получать информацию, реаги-ровать на нее, оперативно прини-мать решения, своевременно вли-ять на ход событий. После изобретения радио, те-левидения, аудио- и видеосредств появилась возможность тиражирования и распространения информации в больших количествах, она стала доступна широким массам людей. Поэтому коммуника-ционные системы, обеспечивающие распространение информации с помощью радио, телевидения, кино, звукозаписи, видеозаписи и печатных изданий, называют средствами массовой информации (СМИ). С развитием этих средств люди получили постоянные ис-точники информации. С появлением компьютеров развитие информационных про-цессов приобретает небывалый размах. Новая среда предостав-ляет условия обмена информацией и хранение ее в виде, удоб-ном для корректировки и видоизменения. Сейчас появились информационные системы, дающие человеку возможность прак-тически мгновенно получать необходимую информацию, переда-вать ее на большие расстояния. Однако это требует от человека определенных знаний для использования такой среды. Компью-теры соединяются между собой в глобальную систему, создавая информационную среду общения людей, имеющих доступ к этой системе. 4.3. Информационные процессы в живой природе К
аждую весну вы наблюдаете, как на деревьях появляются почки, которые потом распускаются, превращаясь в листья, а осенью листья меняют окраску и опадают. Все эти процессы неразрывно связаны с информацией. Дерево воспринимает ин-формацию о состоянии окружающей среды: тем-пературе воздуха и поч-вы, продолжительности светового дня, интенсив-ности солнечных лучей. Такая информация слу-жит сигналом для протекания различных физико-химических процессов в клетках, а значит, управляет этими процессами. В животном мире, так же как и в мире людей, информация иг-рает немаловажную роль. Например, звуковое общение насекомых имеет удивительную особенность: несмотря на многочисленные по-мехи (другие звуки), они безошибочно выделяют нужный сигнал и точно определяют его источник. Представьте себе летний полдень на лугу: шелест травы, звуки, издаваемые разными животными. Все эти звуки сливаются в общий оркестр. Выделение нужного звука - нелегкая задача даже для технически совершенного при-бора. А слуховые органы животных превосходят лучшие техниче-ские устройства и позволяют различать все звуки. Животные используют еще один способ общения, который иг-рает важную роль в их жизни. Все вы знаете, как радостно со-баки встречают своих хозяев, весело махая хвостом. Тем самым они выра-жают свои чувства, передают инфор-мацию. Звонок в дверь означает для со-баки сигнал: «Кто-то пришел». Запах вошедшего - новая информация: зна-комый или чужой. Но не только звуки и запахи несут информацию для живот-ных и растений. Прикосновение - это тоже информационный процесс. Оно может нести в себе теплоту, нежность, суровость и пр. 4.4. Информационные процессы в технике В неживой природе можно говорить об ин-формационных процессах применительно к технике, когда она реагирует на некото-рые действия человека. С такими процессами вы сталкивае-тесь, когда играете с управляемым игру-шечным автомобилем или кораблем. С пе-редающего устройства посылается сигнал «поворот направо», и автомобиль послушно выполняет его. В конце XX века были созданы роботы - автоматические ме-ханизмы, управляемые компьютерами. Их используют на пред-приятиях для выполнения монотонных или опасных операций. Они применяются для работ в космосе, где человек не может само-стоятельно работать. Эти роботы получают информацию о со-стоянии космического корабля и устраняют неполадки. Например, для исследования поверхности Венеры в 1990 году был запущен специальный космический корабль - «Магеллан», который с помощью радара исследовал планету. Данные радио-метрии и высотометрии, полученные роботом, передавались на Землю, с их помощью были проведены интересные исследования. 10 апреля 2001 года в США запущен автоматический робот «Lander 2001» для изучения поверхности Марса. Робот оснащен специальным оборудованием: видеокамерами для съемки ланд-шафта, приборами для изучения климата. Каждый день вы сталкиваетесь с примерами использования информационных процессов в технике: с помощью пульта дис-танционного управления вы осуществляете выбор телевизионной программы, изменяете уровень громкости телевизора, режим работы видеомагнитофона, с помощью переключателей или пле-ночной клавиатуры вы устанав-ливаете режим работы СВЧ-печи, автоматической стиральной ма-шины, сотового телефона. Поль-зуясь метрополитеном, вы опус-каете в автомат турникета жетон, который проверяется на соответ-ствие. Информации о проверке поступает на специальное устрой-ство, которое открывает турни-кет. 4.5. Информационные технологии Информационные процессы тесно связаны с понятием «инфор-мационные технологии». Слово «технология» происходит от греческого «techne», что означает «искусство», «мастерство», «умение». Все эти понятия схожи между собой. Их можно рас-сматривать как совокупность действий для достижения постав-ленной цели, то есть как процесс. В ходе реализации технологии материального производства получается какой-либо материальный продукт. Как и в матери-альном производстве, в информационном существуют свои инст-рументы - технические средства. Целью информационной тех-нологии является производство информации и создание инфор-мационного продукта. Например, на уроках литературы вы создаете информационный продукт - сочинение. Издательство выпускает информационный продукт в виде газеты или книги.

Информационная технология - информационный процесс, в ре-зультате которого создается информационный продукт.

В истории развития человеческого общества выделяют не-сколько этапов развития информационной технологии. 1-й этап (до второй половины XIX века) - «ручная» ин-формационная технология (почта, книгопечатание), основ-ным инструментом которой является перо, чернильница и бу-мага. Главная цель - представление информации в нужной форме. 2-й этап (с конца XIX века) - «механическая» технология. Ос-новные инструменты: пишущая машинка, арифмометр, теле-фон, телеграф, телевидение, радиосвязь. Главная цель - пред-ставление информации в удобной для передачи форме. 3-й этап (40-60-е годы XX века) - «электрическая» техноло-гия. Основные инструменты: большие компьютеры, электрические пишущие машинки, магнитофоны, копировальные аппара-ты. Цель технологии - представление информации в форме, удобной для передачи и хранения. 4-й этап (с начала 70-х годов) - «электронная» технология. Ос-новные инструменты: большие компьютеры. Цель - совершен-ствование форм представления информации. 5-й этап (с середины 80-х годов) - «компьютерная» техноло-гия, основной инструмент которой - персональный компьютер и компьютерные сети. Главная цель технологии - представле-ние информации в форме, удобной для хранения, поиска, обра-ботки, передачи, а также развитие систем искусственного интел-лекта. 4.6. Персональный компьютер - основное техническое средство информационной технологии Сегодня в мире накоплены колоссальные объемы информации, производятся сложные расчеты для запуска космических кораб-лей и изготовления механизмов. В 40-х годах двадцатого столе-тия были созданы первые вычислительные машины, с измене-нием технологии производства они превратились в знакомые вам компьютеры. Они созданы для помощи людям. Компьютеры обладают огромными возможностями по накоплению, поиску и обработке информации. Применение компьютера как инструмента для работы с ин-формацией очень разнообразно и многогранно. Он может за не-сколько секунд просмотреть электронную библиотеку и найти требуемую информацию. Разработаны специальные компьютер-ные программы, позволяющие обувщику экспериментировать с формой и фактурой создаваемой модели обуви. С помощью компьютера сейчас испытывают автомобили, изучают строение молекул, проектируют дома и запускают космические корабли. В авиакомпаниях компьютеры соединены друг с другом, что по-зволяет оперативно продавать билеты на авиарейсы. Компьютер помогает вам, учит, развлекает. Что бы вы ни делали - рисовали, писали, считали, играли, - компьютер послушно выполняет ваши команды. Он обладает высокой скоростью работы, не устает, хранит большие объемы информации. Компьютер получает информацию, обрабатывает ее и выводит результат. Многие компьютеры во всем мире объединены специальным образом в компьютерные сети, с помощью которых можно пере-давать информацию от одного компьютера к другому. Среди сетей наибольшей популярностью пользуется сеть Интер-нет (Internet). С ее помощью передается большое количество тех-нических документов, журнальных статей, деловых писем, стихо-творений и прозы, медицинских заключений, мнений и взглядов, научных докладов, игр и шуток, словом, все, что можно преобра-зовать в компьютерную информацию и переслать по каналам свя-зи. При этом вам гарантирован быстрый и безошибочный обмен информацией, быстрый доступ к ней и ее обработка.

Контрольные вопросы и задания

    Что такое информационные процессы? В каких сферах жизнедеятельности человека и окружающего мира происходят информационные процессы? Приведите примеры информационных процессов в обществе. Какими способами осуществляется коммуникация в обще-стве? Что такое коммуникационная среда? Какие устройства использует человек для коммуникаций? Перечислите технические устройства для коммуникаций. Приведите примеры информационных процессов в раститель-ном мире. Приведите примеры информационных процессов в животном мире.
    Зависят ли информационные процессы в обществе и природе от внешних условий? Докажите. Приведите примеры информационных процессов в технике. Что такое информационная технология? В чем заключается разница между информационными техно-логиями и технологиями материального производства? Расскажите об этапах развития информационных технологий. Какие технические устройства используются в информацион-ной технологии? Как можно передавать информацию с одного компьютера на другой? Приведите примеры использования компьютера в качестве инструмента для работы с информацией:
    в домашних условиях; в школе; в разных областях.
В каждом примере укажите преимущества компьютерных тех-нологий.

Тема 5 Информационные основы процессов управления

Изучив эту тему, вы узнаете:

    основные термины, которые используются при управлении; какую роль играет исходная информация при управлении; что общего и чем отличаются разомкнутая и замкнутая схемы управления; что собой представляют автоматическая, неавтоматическая и автоматизированная системы управления.
В повседневной жизни мы всюду сталкиваемся с управлением: рабочий управляет станком, учитель - учениками, дирижер - оркестром, программист - работой компьютера и ходом выпол-нения программы. Вспомним слова из детской песенки: «Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь надо многое знать, надо много уметь...» Главное, надо знать: зачем выполняется управление? Напри-мер, летчик, садясь за штурвал самолета, должен заранее знать, куда и зачем он летит. Врач, назначая больному лекарство, дол-жен быть уверен в том, что оно поможет ему выздороветь. Во-дитель автобуса обязан обеспечить доставку пассажиров к месту назначения. Работая на компьютере, пользователь стремится пред-ставить информацию в удобной для работы форме. Все это озна-чает, что для управления надо знать конкретную цель, ожидае-мый результат. При этом важно понимать, что тот, кто управляет кем-либо или чем-либо, должен обладать исходной (предварительной) ин-формацией. Например, для летчика исходной информацией является:
    навыки и сведения, полученные в процессе обучения летной профессии, то есть профессиональные знания; задание на конкретный полет в устной или письменной фор-ме; разработка по картам пред-стоящего маршрута со штурма-ном; данные о состоянии летательно-го аппарата на момент взлета; данные о предполагаемых метео-условиях.
Для водителя автомобиля, например, исходная информа-ция - это:
    профессиональные знания по управлению автомобилем и о правилах дорожного движе-ния; сведения о состоянии дороги и автомобиля перед поездкой; маршрут поездки.
Таким образом, всегда должен существовать объект управле-ния, который может быть представителем как живой, так и не-живой природы. В рассматриваемых примерах - это оркестр, ученики, компьютер, самолет, автомобиль. Управление каким-либо объектом живой или неживой приро-ды осуществляет человек или устройство, которые обладают ис-ходной информацией: сведениями о существующей обстановке или ситуации, профессиональными знаниями (если это чело-век), сведениями о самом объекте управления и пр. Человек или устройство, получив необходимую исходную информацию, ока-зывает управляющее воздействие на объект управления. Так, например, дирижер, учитель, программист, летчик, водитель управляют соответствующими им объектами: оркестром, учени-ками, компьютером, самолетом, автомобилем. Однако только исходной информации недостаточно для успеш-ного управления. В процессе управления должна быть использо-вана информация о фактическом состоянии объекта управления, например о текущем состоянии самого автомобиля или самолета и об обстановке на дороге или в полете. Такая информация на-зывается текущей, или рабочей. Текущая информация о состоя-нии объекта управления должна постоянно поступать к челове-ку или устройству, которые управляют этим объектом. В этом случае говорят, что между ними существует обратная связь. Эта связь позволяет корректировать поведение объекта управления, то есть управлять им.

Рис. 5.1. Замкнутая схема управления

Такой процесс получил название замкнутого процесса управ-ления и в виде схемы представлен на рисунке 5.1. Рассмотрим пример. Процесс обучения в школе построен по замкнутой схеме управления. Ученики являются объектами управления. Учитель перед началом урока обладает определен-ной исходной информацией: знаниями по предмету, знаниями об учениках. Эти знания позволяют ему так построить урок, чтобы ученики поняли новый материал. Применяя различные методы ведения урока, учитель оказывает на учеников управ-ляющее воздействие. В процес-се опроса учеников, что равно-сильно обратной связи, учи-тель делает вывод о том, как усвоен материал, и решает, что ему дальше делать - либо про-вести дополнительное разъяс-нение, либо дать новый материал. Он должен постоянно отслеживать текущую информацию, чтобы видеть, как реагируют ученики (объект управления) на его воздействия. Не всегда управление осуществляется по замкнутой схеме. Например, управление потоком автомобилей и пешеходов с по-мощью светофора является примером незамкнутой (разомкну-той) схемы управления. Светофор не может воспринять коррек-тирующую информацию, он выступает в роли устройства, кото-рое только выдает управляющее воздействие. Изменение цветов светофора - управляющие сигналы. Автомобили и пешеходы выступают в качестве объектов управления. Такой процесс получил на-звание незамкнутого процесса управления и в виде схемы пред-ставлен на рисунке 5.2. В отли-чие от схемы на рисунке 5.1 в этой схеме отсутствует обратная связь - данные о состоянии объекта управления.

  • Информация и информационные процессы (2)

    Урок

    Ключевым понятием информатики является понятие информации, с которым мы сталкиваемся ежедневно, однако единого её определения до сих пор не существует.

  • Лекция

    «Понятие об алгоритме. Примеры алгоритмов. Свойства алгоритмов. Типы алгоритмов, построение простых алгоритмов для решения простых задач. Группы алгоритмов»

  • Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое - получаем информацию. Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений».
    Вспомните какие свойства информации значимые для человека мы выделяли на предыдущих уроках (полезная, понятная, актуальная, полная, достоверная).

    Вспомните так же как человек воспринимает информацию (всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание).


    Сбор информации
    Приходится признать, что органы чувств - наш главный инструмент познания мира - не самые совершенные приспособления. Не всегда они точны и не всякую информацию способны воспринять. Не случайно о грубых, приблизительных вычислениях говорят: «на глаз». Если бы не было специальных приборов, то вряд ли человечеству удалось бы проникнуть в тайны живой клетки или отправить к Марсу и Венере космические зонды.

    Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства.
    Любое научное знание начинается тогда, когда мы можем оценить полученную информацию, сравнить ее, а значит измерить. Поэтому для получения недоступной обычным органам чувств информации широко используются специальные технические устройства.

    Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, находится в Англии недалеко от города Солсбери. Это Стоунхендж - «висячие камни». Он был построен примерно во II веке до н. э. Стоунхендж состоит из поставленных вертикально каменных столбов, расположенных концентрическими кольцами. На вертикальных камнях лежат горизонтальные перекладины, своего рода арки. 1963 году с помощью новейших методов исследования было уставлено, что каменные арки дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых лунок помогают предсказать время Солнечного и Лунного затмений.

    Одно из древнейших устройств - весы. С их помощью люди получают информацию о массе объекта. Еще один наш старый знакомый - термометр - служит для измерения температуры окружающей его среды.

    Обработка информации
    Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе говоря - накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.

    Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Каждый раз, случайно коснувшись горячей поверхности, мы отдергиваем руку, потому что у всех нас в детстве был свой «горячий чайник». Если проанализировать, почему так происходит, то можно сделать вывод о преобразовании (обработке) информации. Прикоснувшись к горячей поверхности, мы получили информацию при помощи органов осязания. Нервная система передала ее в мозг, где на основе имеющегося опыта был сделан вывод об опасности. Сигнал от мозга был послан в мышцы рук, которые мгновенно сократились. Аналогичные процессы обработки информации происходят и в тот момент, когда при первых же аккордах знакомой мелодии сразу улучшается настроение или появляются слезы.
    Все это примеры неосознанной обработки информации, которая ведется как бы «помимо нас», неосознанно.

    Можно привести много примеров осознанной обработки информации. В этом случае человек создает новую информацию, опираясь на поступающие сведения - так называемую входную информацию - и на запас имеющихся у него знаний и опыта.
    Например, на уроках химии школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.

    Таким образом, выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную.

    Входная информация – информация, которую получает человек или устройства.
    Выходная информация – информация, которая получается после обработки человеком или устройством.

    Передача информации
    Развитие человечества не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. Например, в Петербурге в начале XIX века была весьма развита пожарная служба. В нескольких частях города были построены высокие каланчи, с которых обозревались окрестности. Если случался пожар, то на башне днем поднимался разноцветный флаг (с той или иной геометрической фигурой), а ночью зажигалось несколько фонарей, число и расположение которых означало часть города, где произошел пожар, а также степень его сложности. В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др. В обычной жизни для человека любой звук свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена - это звуковой сигнал тревоги; звонок телефона - сигал, чтобы взять трубку; красный свет светофора - сигнал, запрещающий переход дороги.

    В качестве источника информации может выступать живое существо или техническое устройство. От него информация попадает а кодирующее устройство, которое предназначено для преобразования исходного сообщения в форму, удобную для передачи. С такими устройствами вы встречаетесь постоянно: микрофон телефона, лист бумаги и т. д. По каналу связи информация попадает в декодирующее устройство получателя, которое преобразует кодированное сообщение в форму, понятную получателю. Одни из самых сложных декодирующих устройств - человеческие ухо и глаз.

    В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчетах. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука - криптография.
    При передаче информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Люди специально договариваются о языке, с помощью которого будет представлена информация для более надежного ее сохранения.

    Хранение информации
    Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания окружающего мира. А память человека - великолепным устройством для хранения полученной информации.

    Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность ее хранить не только в памяти человека. В процессе развития человечества существовали разные способы хранения информации, которые совершенствовались с течением времени: узелки на веревках, зарубки на палках, берестяные грамоты, письма на папирусе, бумаге. Наконец, был изобретен типографский станок, и появились книги. Поиск надежных и доступных способов хранения информации идет и по сей день.

    Сегодня мы используем для хранения информации самые различные материалы:
    бумагу, фото- и кинопленку, магнитную аудио- и видеоленту, магнитные и оптические диски. Все это - носители информации.

    Носитель информации - материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации.
    Материальная природа носителей информации может быть различной: молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию; бумага, на которой хранятся тексты и изображения; магнитная лента, на которой хранится звуковая информация; фото- и кинопленки, на которых хранится графическая информация; микросхемы памяти, магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере, и так далее.

    Поиск информации
    Просто сохранить информацию недостаточно. Нужно уметь ее пользоваться. А для того чтобы воспользоваться нужной информацией в нужный момент необходимо уметь ее быстро найти.
    Поиск информации - это извлечение хранимой информации. Существуют ручной и автоматизированный методы поиска информации в хранилищах.

    Методы поиска информации:
    непосредственное наблюдение;
    общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
    чтение соответствующей литературы;
    просмотр теле-, видеопрограмм;
    прослушивание радиопередач и аудиокассет;
    работа в библиотеках, архивах;
    запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
    другие методы.

    Для того чтобы собрать наиболее полную информацию и повысить вероятность принятия правильного решения, необходимо использовать разнообразные методы поиска информации.

    В процессе поиска информации вам встретится как самая полезная, так и бесполезная, как достоверная, так и ложная, объективная и субъективная информация, но чтобы не утонуть в море информации, учитесь отбирать только полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают все без разбора.
    Для ускорения процесса получения наиболее полной информации по вопросу стали составлять каталоги (алфавитный, предметный и др.).

    Защита информации
    В жизни человека информация играет очень важную роль. От нее зависит принятие решений, влияющих на развитие общества.
    Для предотвращения потери информации разрабатываются различные механизмы ее защиты, которые используются на всех этапах работы с ней.

    Для защиты информации используют различные способы защиты:
    контроль доступа;
    разграничение доступа;
    дублирование каналов связи;
    криптографическое преобразование информации с помощью шифров.

    Шифром называют секретный код преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей. Изобретением и использованием шифров занимается криптография.

    С давних времен криптографией увлекались и ученые, и дипломаты, и священнослужители. В истории есть немало примеров использования шифров для защиты информации. Например, Цезарь использовал для переписки специальный шифр, который вошел в историю под его именем. Это достаточно простой шифр, в котором каждая буква заменяется третьей после нее буквой в алфавите. Можно изменить величину сдвига и получить новый шифр. Важно, чтобы у отправителя и получателя сообщения была одна и та же таблица замены или перестановки букв.

    Во времена войн между Спартой и Афинами был известен один интересный шифр, который вы можете легко повторить. Для этого надо взять карандаш, обернуть его бумажной полоской и написать на ней сообщение. Развернув эту полоску, вы получите набор несвязанных букв, которые выстраиваются в определенном порядке только на карандаше нужного диаметра.

    Существует метод шифрования с помощью «ключа». Самый простой пример такого шифрования, когда номер буквы шифрованного текста в алфавите получается с помощью сложения номера буквы текста в алфавите и номера буквы ключа в алфавите.

    Итак, информационная деятельность человека включает в себя:
    Сбор информации;
    Обработка информации;
    Передача информации;
    Хранение информации;
    Поиск информации;
    Защита информации.

    Вопросы и задания:
    Что помогает людям получать информацию?
    Придумайте способ передачи информации.
    Почему важно защищать информацию?
    Какие способы защиты вы знаете?
    Придумайте шифр и зашифруйте фразу «Я учу информатику».

    п.1 ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ

    Во втором и третьем классах мы узнали о том, как человек воспринимает информацию и что делает с ней. Мы знаем, что информацию он воспринимает с помощью своих органов чувств. Полученная инфор­мация может храниться в памяти человека.

    ! Информация, которую получает человек,

    может храниться в его памяти.

    Хранить информацию можно и независимо от па­мяти человека, для этого нужно представить её на но­сителе - на бумаге, доске, в памяти компьютера.

    Рассмотрим это на примере.

    Петя нарисовал в своем альбоме цветными ка­рандашами лесную полянку. На ней были трава, цве­ты, дерево, птица и пастушок, играющий на дудочке.

    На бумаге (но­сителе информации) мальчик сумел пред­ставить информацию, которую он воспринял зрительно - глазами. Однако, возможности восприятия человеком информации гораздо богаче.

    Мальчик долго думал, как изобразить на бумаге звуки дудочки, пение птицы и запахи цветов. Звуки он изобразил нотными знаками. Потом взял ручку и на­писал: «Ещё поют птицы, цветы хорошо пахнут. Ягоды вкусные, а солнечные лучи теплые». Текст позволил ему представить на бумаге то, что он не смог изобразить графически.

    ! На носителе информация хранится независимо от памяти человека.

    Одновременно воспринимая разнообразные ин­формационные потоки органами чувств, человек осо­знаёт только часть полученной информации.

    Почему? Так устроено наше сознание - человек не может одновременно осознавать все воспринимае­мые им сигналы. Человеческий мозг из всего многооб­разия сигналов выбирает и обрабатывает только те, которые жизненно важны человеку в данный момент. Получив новый сигнал, мы переключаем на него своё внимание. Затем - на очередной новый сигнал и так далее.

    Например, у каждого из нас в доме есть часы.

    Часы обычно тикают. Но мы их то слышим, то не слышим. Если наше внимание сосредоточено на любимой песне, которую передают по радио, тогда все остальные зву­ковые сигналы как будто «пропада­ют» для нас. Мы перестаем слышать их, то есть осознавать, хотя они есть. Когда песня за­кончится, мы тут же услышим, как тикают часы.

    ! Мозг человека из всех поступающих сигналов выбирает только те из них, которые нужны человеку здесь и сейчас.

    Есть ещё одно удивительное свойство человека.

    В каждый момент времени он воспринимает раз­ную информацию всеми своими органами чувств одновременно. Например, когда мы едим яблоко,
    конфету или мороженое, мы ощущаем и вкус, и за­пах, и цвет, и шероховатость, и температуру, и твер­дость, слышим хруст.

    Каждый объект является источником информа­ции разных видов - зрительной, слуховой, обоня­тельной, вкусовой, осязательной. А вот обдумывать свои ощущения мы можем только одно за другим.

    ! Каждый объект является источником информации

    разных видов, а человек осознаёт только то,

    что наиболее важно для него.

    Когда люди находятся в одном и том же месте, где одни и те же вещи, одни и те же запахи и звуки, каждый видит и слышит своё. Это происходит потому, что человек воспринимает только те сигналы, которые соответствуют ело жизненным потребностям.

    Человек получает информацию, когда он обща­ется с другими людьми, наблюдает за природой, чи­тает книги, рассматривает произведения искусства, в школе на уроках.

    п.1 Главное что мы должны помнить.

    1.Человек воспринимает информацию с помощью пяти органов чувств. Эту информацию он может сохранить в своей памяти, представить на носителе.

    2.В каждый момент времени человек воспринимает сигналы всеми своими органами чувств одно­временно, а осмысливает воспринятую информацию последовательно - одну за другой.

    «Неинерциальные системы отсчета» - Законами Ньютона можно пользоваться только в инерциальных системах отсчета. На экваторе наибольшее. Движение тел относительно поверхности Земли: - Второй закон Ньютона. Принцип относительности Неинерциальные системы отсчета. Где - расстояние от тела до оси вращения; - широта местности. Лифт движется вертикально вверх с ускорением:

    «Понятие осевой симметрии» - Определение и теорема. Треугольник. Осевая симметрия. Симметричная прямая. Отображение пространства на себя. Прямая, параллельная оси симметрии. Отображение пространства. Полученные формулы. Координаты точек. Ось симметрии.

    «Валентин Распутин жизнь и творчество» - Жизненный путь и творчество В. Распутина. Что значит для жителей острова прощание с Матёрой. Прощание с Матёрой. Живи и помни. Рассказ. Героиню рассказа Распутина «Уроки французского» звали Лидией Михайловной Молоковой. Первая публикация. Пожар. Родина писателя. Характеристика учителя. В.Г.Распутин – сибиряк.

    «Отрасли пищевой и лёгкой промышленности» - Маслодельная. Сырьевой. Орел. 5. Отрасли по первичной переработке льна размещают с учетом фактора: Вологда. Архангельск и Ярославль. Потребительского. Хлебопекарная – да, сахарная - нет. 4. Размещение какой отрасли не ориентировано на потребителя? 6. В каких из перечисленных городов России развита рыбная промышленность?

    «Клеточное строение организма» - Цитоплазматический матрикс. молекула ДНК. К началу следующего деления у каждой хромосомы достраивается вторая хроматида. Связь с окружающей средой (транспорт веществ). Эндоплазматическая сеть (эпс). Клетка животного … Гладкая ЭС. Общая биология: основы цитологии. Митохондрия - универсальная органелла, являющаяся дыхательным и энергетическим центром.

    «Эвакуация населения» - Цели проведения эвакомероприятий: Организация и проведение эвакомероприятий. ГУ Группы управления на пеших маршрутах эвакуации. Зона 4-х часового добегания волны прорыва. СЭП Сборные эвакуационные пункты. Город, отнесенный к группе по ГО. ППЭ размещаются вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.

    Всего в теме 23688 презентаций






    Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, Стоунхендж «висячие камни». II веке до н. э, Англия. Каменные арки дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых лунок помогают предсказать время Солнечного и Лунного затмений.














    Передача информации В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др. В обычной жизни для человека любой звук, свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Передача информации от источника к получателю




    В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука криптография.




    Материальная природа носителей информации может быть различной: молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию; бумага, на которой хранятся тексты и изображения; магнитная лента, на которой хранится звуковая информация; фото- и кинопленки, на которых хранится графическая информация; микросхемы памяти, магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере, и так далее.




    Методы поиска информации: непосредственное наблюдение; общение со специалистами по интересующему вас вопросу; чтение соответствующей литературы; просмотр теле-, видеопрограмм; прослушивание радиопередач и аудиокассет; работа в библиотеках, архивах; запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных…


    Защита информации Для защиты информации используют различные способы: безопасность зданий, где хранится секретная информация; контроль доступа (пароль, пропуск); разграничение доступа (в зависимости от полномочий); дублирование каналов связи и подключение резервных устройств; криптографическое преобразование информации с помощью шифров.


    Вопросы и задания 1. Что помогает людям получать информацию, недоступную их органам чувств? Приведите примеры. 2. Как называется информация, получаемая приемником? 3. Как называется информация после ее обработки? 4. Что такое носитель информации? Приведите примеры. 5. Какие требования предъявляются к носителю информации? 6. Приведите примеры способов организации хранения информации. 7. Какие вы знаете устройства, помогающие человеку собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию? 8. Почему важно защищать информацию? 9. Какие способы защиты информации вы знаете?


    Приведите примеры способов передачи информации по схемам: 1. Источник (человек) – Приемник (человек) 2. Источник (устройство) – Приемник (человек) 3. Источник (человек) – Приемник (устройство) 4. Источник (предмет) – Приемник (человек) 5. Источник (человек) – Приемник (предмет) 6. Источник-приемник – Приемник-источник