Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Главные секреты фокусов гарри гудини. Китайская камера для пыток водой. Бег по пересеченной местности

Главные секреты фокусов гарри гудини. Китайская камера для пыток водой. Бег по пересеченной местности

Имя американского иллюзиониста Гарри Гудини известно во всем мире. О его трюках с восхищением говорят многие десятилетия, а каждый успешный иллюзионист так или иначе сравнивается с Гудини.

Эрик Вайс , как на самом деле звали этого удивительного человека, не был первооткрывателем нового жанра. Однако он стал первым, кто понял — наибольший успех мастеру могут принести постановочные трюки, о которых на следующий день будут писать в газетах.

Первой такой сенсацией стал трюк Гудини, продемонстрированный в тюрьме Чикаго. Раздетый донага и закованный в наручники Гудини, рот которого был закрыт гипсовой повязкой, запирался в одну камеру, его вещи помещались в другую, после чего ему предлагалось появиться в помещении, где его ждали репортеры.

Через несколько минут Гудини появился перед газетчиками в полном одеянии, причем придя в помещение не изнутри, а из двери, ведущей на улицу.

В карьере Гарри Гудини было много фантастических трюков. Мы вспомним пять произведших фурор.

Прохождение сквозь стену

В июле 1914 года в Нью-Йорке рабочие выстроили стену в 3 метра высотой и 3,5 метра длиной на сцене, перпендикулярно зрителям, так, чтобы они могли видеть обе стороны стены. Саму стену возводили на ковре. Потом Гудини приглашал зрителей постучать молотком по ней, чтобы убедиться в её твёрдости и крепости.

Затем Гудини занимал позицию с одной стороны стены, обе стороны на пару секунд закрывались передвижной шторой на колесиках, затем штора убиралась, и Гудини уже находился с другой стороны стены.

Не все обращали внимание на ковер, на котором стояла стена. Между тем, в нем и заключался секрет. Под ним был продолговатый, узкий лаз, проходящий под стеной. Был и другой вариант — в момент фокуса, когда работники закрывали занавес с обеих сторон стены, Гудини быстро менялся с ними местами, переходя на вторую сторону.

Исчезновение живого слона

Сенсационный фокус Гудини показал буквально пару раз. Самый громкий резонанс трюк вызвал в театре «Ипподром» в Нью-Йорке 7 января 1918 года.

На глазах почти 6000 зрителей Гарри Гудини завел живого слона в огромный ящик, после чего животное исчезло.

Иллюзионист не оставил точного описания техники трюка, однако сейчас специалисты объясняют его так: зрительный зал в «Ипподроме» представлял собой три полукруглых яруса, из которых слона в ящике было плохо видно. По всей видимости, номер был построен на визуальной иллюзии. В ключевой момент Гудини стрелял из пистолета, зрители инстинктивно моргали, а перед слоном мгновенно поднимался маскирующий занавес, имевший одинаковый цвет с задником сцены. Современные продолжатели дела Гудини используют более совершенные, но в целом похожие технологии.

Гарри Гудини во время исполнения очередного трюка. Фото: www.globallookpress.com

Китайская камера для пыток водой

Гудини отлично знал, что лучше всего публика реагирует на трюки, связанные с риском для жизни. Их в арсенале иллюзиониста было более чем достаточно.

Для трюка «Китайская камера для пыток водой» Гудини спроектировал специальное устройство.

Это был своего рода аквариум из красного дерева и никелированного стального каркаса, а также медных деталей.

Ширина камеры — 67 см, высота — 150 см. В нее помещалось 950 литров воды. Передняя панель была сделана из закаленного стекла толщиной в полтора сантиметра.

Гудини заковывали в наручники, лодыжки опутывали цепями, а затем медленно опускали в воду вниз головой.

Камеру закрывали занавесом, а вскоре иллюзионист оказывался на свободе и приветствовал зрителей.

Главный секрет фокуса был в отличном умении Гудини выбираться из наручников и фантастическом владении собственным телом. Плюс небольшой бонус — камера была устроена так, что в ней образовывался незаметный непосвященному воздушный карман, в котором Гудини мог глотнуть воздуха.

Освобождение из могилы

В Лос-Анджелесе Гарри Гудини продемонстрировал невероятный трюк: закованный в наручники, он был заживо похоронен в могиле на глубине 6 футов (1,80 м), после чего живым и невредимым выбрался наружу.

За последующие десятилетия лишь несколько человек решились повторить этот трюк. Осенью 2015 года при его исполнении едва не погиб англичанин Энтони Бриттон , которого спасли ассистенты. Иллюзионист потерял сознание, выбираясь на поверхность.

Правда в том, что Гудини и сам едва не расстался с жизнью. Он довольно легко справлялся с могилами меньшей глубины, но шесть футов оказались критическими. Выбираясь, он пережил состояние паники, пытался звать на помощь, что привело только к потере драгоценного кислорода.

Спасли Гудини хорошая физическая подготовка и профессионализм — сквозь песчаную почву он все-таки пробился на поверхность. Когда трюк был завершен, на иллюзиониста было страшно смотреть: он лежал совершенно обессиленный и тяжело дышал.

Гарри Гудини в наручниках разных видов. Фото: www.globallookpress.com

В наручниках подо льдом

Выбираться из железных ящиков и смирительных рубашек, бросаться в водоемы со скованными руками — это было для Гарри Гудини рабочими буднями.

В декабре 1906 года в Детройте иллюзионист прыгнул с наручниками на руках и с кандалами на ногах в прорубь.

Он должен был появиться на поверхности через три минуты, но не появился. Две минуты спустя полицейские пришли к выводу, что артист погиб, а репортеры поспешили сообщить сенсацию в свои издания. Но Гарри Гудини появился из воды живым — спустя восемь минут после погружения.

Вот тогда в его суперспособности поверили даже закоренелые скептики.

Но, как рассказывал сам Гудини, в этом сумасшедшем трюке все пошло не так с самого начала.

Во-первых, внезапно ударивший мороз, из-за которого река замерзла. Гудини настоятельно советовали отменить назначенный трюк, но он лишь попросил пробить прорубь.

Во-вторых, его действительно затянуло под лед, пока он освобождался от оков. Выбраться не получалось, воздух кончался, но на помощь пришел опыт. Между льдом и водой оставалась маленькая воздушная подушка, которой хватало только для того, чтобы высунуть нос и губы. Но для того, чтобы глотнуть воздуха, этого было достаточно. Гудини получил еще несколько минут жизни. В толпе на мосту находился ассистент, который должен был прийти на помощь в экстренном случае. Этот ассистент привязал к перилам веревку, сбросив другой конец в прорубь, намереваясь прыгнуть в воду и со страховкой искать иллюзиониста. Но пока он готовился, на конец веревки под водой наткнулся Гудини, благодаря чему и выбрался на поверхность.

Как погиб волшебник

Многочисленные легенды гласят, что Гарри Гудини погиб при исполнении очередного трюка. С учетом того, сколько раз он ходил по краю, в этом не было бы ничего удивительного. Но на самом деле погубила иллюзиониста случайность.

Во время гастролей в Монреале он отдыхал в своей гримерке, когда к нему вошли трое студентов, один из которых был чемпионом колледжа по боксу. Боксер спросил Гудини, действительно ли тот способен выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав.

Артист, отлично владевший своим телом, кивнул, при этом оставаясь погруженным в какие-то свои мысли. Студент же, недолго думая, неожиданно нанес артисту два или три удара.

Гудини остановил его, пояснив, что ему нужно подготовиться, сосредоточился, после чего предложил ударить еще. Студенты ушли, восхищенные стальным прессом иллюзиониста.

У Гудини же начались острые боли в животе, несмотря на которые он дал еще два представления, после чего отправился в Детройт. В поезде ему стало так плохо, что на вокзале артиста встречала медицинская бригада.

Диагноз, поставленный в больнице, звучал как приговор — гангренозный аппендикс и общий перитонит. Разрыв аппендикса был спровоцирован тем ударом студента, к которому Гудини не был готов.

В 1926 году антибиотиков не существовало, поэтому врачи констатировали, что жить иллюзионисту осталось несколько часов.

Сильный организм боролся с болезнью дольше, чем могли ожидать врачи, но еще одного чуда не произошло — 31 октября 1926 года 52-летний Гарри Гудини скончался.

Ловкость рук и немного волшебства…

Среди фокусников существует негласное правило: никогда не раскрывать секреты своих трюков. Потому, когда были раскрыты некоторые фокусы Гудини, иллюзионисты возмутились таким нарушением профессиональной этики. Многие из них утверждали, что сами до сих пор используют приёмы известного фокусника. Но Гарри мёртв уже почти 90 лет, а современные иллюзионисты вряд ли пользуются его устаревшими методами.

1. Радио 1950 года

Гудини разработал этот фокус в 1925, за год до своей смерти. На столе располагалось огромное радио размером 2х1 м с ручками-регуляторами и двойными дверями. Продемонстрировав зрителям то, что внутри никого нет, Гудини настраивал нужную ему радиостанцию, и из коробки радио появлялась его ассистентка. «Настройте радио на нужную волну и получите девушку вашей мечты, – объявлял Гудини и добавлял. – Нет, джентльмены, радио не продаётся!»

Секрет фокуса заключался в столе, у которого была двойная столешница. В верхней столешнице был люк. Ассистентка находилась внутри радио, которое устанавливалось на столе, затем она пряталась в верхней части стола и ждала, пока Гудини показывал зрителям пустые внутренности радио, а когда фокусник настраивал радиостанцию, она быстро забиралась назад в радио.

2. Метаморфоза

«Метаморфоза» был одним из его первых фокусов 1894 года. Гудини не был его автором, а усовершенствовал более ранние версии, исполняя свой вариант вместе с женой. Фокус был достаточно сложным. Руки Гудини были связаны за спиной, а сам он сидел в завязанном мешке. Мешок помещался в ящик, ящик закрывался, обвязывался верёвкой и помещался в шкаф с занавесом. Жена Гудини заходила в шкаф, закрывала занавес и три раза хлопала в ладоши. После третьего хлопка занавес уже открывал Гудини, а его жена оказывалась вместо него со связанными руками в мешке.

Секрет на удивление прост: практика. Гудини был экспертом по канатам и узлам. Когда мешок завязывали, его руки были уже свободны. Когда мешок помещали в ящик, он изнутри ослаблял верёвки. Когда жена задёргивала занавес, Гудини выбирался из ящика через заднюю стенку. Три раза хлопал в ладоши он, а не жена. После первого хлопка она забиралась в ящик, не нарушая замки и верёвки. После третьего хлопка Гудини открывал занавес. В то время как он развязывал и отпирал ящик, его жена «упаковывалась» в мешок и засовывала руки в узлы верёвок. Гарри и Бесси настолько отработали этот фокус, что ухитрялись меняться местами всего за три секунды.

3. Освобождение подвешенного человека, одетого в смирительную рубашку

Младший брат Гудини Хардин тоже был фокусником, и оба брата демонстрировали одинаковый трюк освобождения из смирительной рубашки. Гудини решил, что превзойти брата, и усложнил фокус. Обычно он выполнял его на улице перед большой толпой. Его облачали в смирительную рубашку и связывали лодыжки, а затем кран поднимал его на определённую высоту.

Секрет фокуса раскрыл сам Гудини в своей книге «Освобождение из наручников» (1910). Он заключался в небольшом ослаблении рубашки, завязанной на нём. Руки были скрещены на груди, причём правая рука сверху. Когда рубашку затягивали, он делал глубокий вдох, чтобы при выдохе ткань была ослаблена, затем с помощью этого зазора Гудини освобождал руки – а дальше уже дело техники. Говорят, что в редких случаях фокуснику даже приходилось вывихивать плечо. Гудини настолько отработал этот трюк, что сумел сократить время освобождения с получаса до 3 минут.

4. Прохождение через кирпичную стену

Гудини показал этот фокус только несколько раз в Нью-Йорке в июле 1914 года, но данное представление стало настоящей сенсацией. Рабочие строили стену в 3 метра высотой и 3.5 метра длиной на сцене, перпендикулярно зрителям, так чтобы они могли видеть обе стороны стены. Саму стену возводили на ковре. Потом Гудини приглашал зрителей постучать молотком по ней, чтобы убедиться в её твёрдости и крепости. Затем Гудини занимал позицию с одной стороны стены, обе стороны на пару секунд закрывались передвижной шторой на колесиках, затем штора убиралась, и Гудини уже находился с другой стороны стены.

Секрет фокуса заключался в ковре. Под ним был продолговатый, узкий лаз, проходящий под стеной. Кроме того, Гудини использовал разные вариации выполнения фокуса, например, помещая крепкое стекло под стену, чтобы исключить сомнения зрителей насчёт лаза под стеной, а в момент фокуса, когда работники закрывали занавес с обеих сторон стены, быстро менялся с ними местами, переходя на вторую сторону.

5. Фокус с освобождением из наручников

Одним из первых фокусов Гудини был фокус освобождения из наручников. Трюк имел огромный успех, и благодаря ему фокусник получил свой первый контракт на выступления вместе с театром водевиля.

У Гудини было несколько секретов этого фокуса. Иллюзионист изучал замки всю жизнь и обладал энциклопедическими знаниями о наручниках. С одного взгляда он сразу понимал, какой ключ к ним нужен. Позднее Гудини изобрел специальный пояс из гибкой стали, который мог вращаться движением локтя, в ремне было несколько отсеков с различными ключами на выбор. Некоторым наручникам не требовался ключ, достаточно было ловко постучать ими о твёрдую поверхность. Ещё от одного вида наручников можно было избавиться с помощью проволочной петли, отмыкавшей замок.

6. Освобождение из молочного бидона

Фокус впервые был продемонстрирован Гудини в 1901 году и стал одним из самых известных. Его реклама звучала зловеще: «неудача означает смерть от утопления». Зрителями разрешалось изучить бидон и даже попинать его ногами для проверки на прочность. Высота его была около метра, а на горловине было шесть запоров, которые намертво крепили крышку к бидону. Гудини погружался в бидон с головой, вытесняя излишек воды, затем ёмкость закрывали крышкой, плотно её фиксируя. Пока все шесть запоров закрывались на замки, проходило не менее минуты. Затем бидон закрывали занавесом ещё на пару минут, и после появлялся мокрый и запыхавшийся Гудини. Сам бидон оставался по-прежнему плотно закрытым.

Через несколько лет после его смерти, друг Гудини раскрыл секрет, который заключался в искусно сделанных запорах, фиксирующих крышку на горловине бидона. Снаружи открыть запоры было невозможно, но человеку, сидящему внутри, не составляло труда вытолкнуть крышку и вылезти наружу, не открывая замки.

7. Освобождение из ящика под водой

Всевозможные трюки с освобождением из закрытых ящиков или других ёмкостей стали «фишкой» Гудини. Когда трюки с наручниками ему поднадоели, он переквалифицировался на «тюремные побеги», начав активно их практиковать. Его первое освобождение из ящика под водой было продемонстрировано в Нью-Йорке, в реке Ист-Ривер. На Гудини были надеты наручники, сам он находился в деревянном ящике. Ящик был забит и обмотан цепями, а затем опущен в реку. Гудини всплыл на поверхность через 150 секунд.

Секрет, конечно, заключался в конструкции ящика. Во-первых, в нём были мелкие отверстия, чтобы Гудини мог дышать, пока ящик забивали, обматывали цепями и опускали в воду, а он в это время освобождался от наручников. Во-вторых, на одной из боковых сторон ящика две нижние доски не были прибиты, и их можно было отодвинуть, причём как можно быстрее, пока ящик не упал на дно, когда возникал риск, что он упадёт именно на ту сторону, где были эти две незакреплённые доски.

8. Исчезновение слона

Фокус был исполнен только один раз 7 января 1918 года в нью-йоркском театре «Ипподром». Этот трюк был самым зрелищным, сравнимым только с фокусом под названием «Китайская камера для пыток водой». Гудини завёл слона в большой ящик, а потом слон исчез. Секрет этого фокуса тоже исчез. Ящик был утерян, а поскольку трюк выполнялся один раз, то посвященных в него людей практически не было. Считалось, что разгадка утеряна для истории.

Тем не менее, она нашлась. Начнём с театра «Ипподром». В нём было 5697 мест, которые располагались в три полукруглых яруса. Зрители не имели возможность хорошо видеть слона в ящике, поскольку он был далеко от края сцены. Мало того, есть предположения, что ящик был обычной, хорошо замаскированной клеткой, а исчезновение слона просто визуальной иллюзией, созданной с помощью ограниченного освещения и занавеса, который по цвету был идентичен задним шторам на сцене. В нужный момент Гудини стрелял из пистолета, зрители инстинктивно моргали, и в это время перед слоном молниеносно поднимался маскирующий занавес. Появилось даже описание ящика: он был продолговатый, на колесах, с двойными дверями с одной стороны и огромным занавесом с другой.

9. Китайская камера для пыток водой

В отличие от ящика для слона, китайская камера для пыток водой до сих пор существует, и мы знаем, как она работает. Великий маг заказал это приспособление за 10 тысяч долларов и запатентовал его. Камера напоминает продолговатый аквариум, выполненный из красного дерева и никелированного стального каркаса, а детали – из меди. Размеры: 67 см в ширину и 150 см в высоту; вес 3000 кг; объём 950 л воды. Передняя панель была сделана из закаленного стекла шириной 1,5 см. Руки Гудини были в наручниках, лодыжки опутаны цепями, а затем его очень медленно опускали в этот резервуар вниз головой. Камеру закрывали занавесом, а через пару минут из-за него появлялся Гудини. Вариантов данного трюка было несколько, маг любил усложнять и усовершенствовать его.

Для фокуса были важны два момента. Во-первых, хитроумные детали камеры и банальное вытеснение воды телом оставляли небольшой запас воздуха (воздушный карман) в резервуаре. Во-вторых, Гудини отлично умел освобождаться от наручников и цепей, мастерски владея телом, а затем выбирался наружу.

Злые языки утверждали, что однажды Гудини не повезло, и он утонул во время этого фокуса. Это не так. Он умер на больничной койке от воспаления аппендикса, который осложнился перитонитом. Ускользнуть от этой опасности великий маг, увы, не сумел.

Вера в магию часто используется нечистыми на руку фокусниками исключительно для обмана и заработка средств. Но существуют люди, завороженно наблюдая за действиями которых, начинаешь сомневаться в том, что волшебства нет. Одним из таких гениев своего дела был знаменитый Гарри Гудини.

Детство

Гарри Гудини появился на свет 24 марта 1874 года в столице Австро-Венгерской империи, городе Будапеште. Будущий маг любил скрывать место рождения и часто упоминал в автобиографиях город Эпплтон, штат Висконсин, куда переехала из Европы семья четырехлетнего мальчика. Родные свободно говорили на немецком, венгерском и идише.

Эрих Вайс (настоящее имя фокусника) взял в самом раннем возрасте псевдоним Гарри Гудини. Биография великого артиста с тех пор писалась исключительно под этим именем, придуманным в честь фокусника французского происхождения Жана Эжена Робен-Гудена. Его труды мальчик приобрел на первые заработанные деньги и незамедлительно впитал как губка все, что там было написано.

Имя было позаимствовано у американского иллюзиониста германского происхождения Гарри Келлара. Хотя друзья утверждают, что так называли Эриха еще в раннем детстве.

Позднее, в 1887 году, семья Гарри Гудини перебралась в Нью-Йорк, где юному дарованию пришлось много работать подручным кузнеца в слесарной мастерской и жить в пансионате. Одновременно он помогал в лавке по ремонту замков, где и познакомился с работой их механизмов. Работа в кузнице была временным пристанищем - артиста не взяли в кафе Гарлема, одного из самых процветающих на тот момент районов Нью-Йорка, по причине слишком юного возраста.

Трудиться Эриху пришлось с малых лет - еще в Эпплтоне он подрабатывал воздушным гимнастом в любительском цирке, нередко под самым куполом.

Родители

Делая описание жизни любого знаменитого человека, стоит начать с его родителей. Кем был отец фокусника Гарри Гудини, известно вполне детально. Папой юного иллюзиониста, а также шести его братьев и сестер является Меер Сэмюэл (по другим данным - Шамуэль) Вайс - раввин, который при переезде в США получил работу в синагоге под названием «Реформистская еврейская община Сиона».

Ранняя смерть отца в 1892 году не позволила юному Гарри Гудини получить хорошее образование.

Обучением будущего иллюзиониста занималась его мама, Сесилия Штайнер. Конечно же, домашнее обучение не могло полноценно заменить школу и вместо глубоких знаний ум юного дарования стали занимать секреты Гарри Гудини - фокусы.

Первый успех

Успешная карьера иллюзиониста началась уже с десяти лет. Трюки Гарри Гудини поражали своим мастерством. Яркие афиши, которыми были увешаны рекламные тумбы города, называли его «королем карт», и это действительно было недалеко от истины.

Образованный вместе с братом Тео ансамбль «Братья Гудини» стал основным кормильцем семьи. Артисты много выступали, много путешествуя по различным городам. Но душа маэстро требовала настоящего признания, для чего необходимо было подготовить более зрелищные трюки.

Случай, проложивший дорогу на большую сцену

Во время многочисленных гастролей, в одном из пригородов Нью-Йорка, полицейский «узнал» в иллюзионисте вора, которого уже долгое время безуспешно пытались найти стражи порядка. Уверенный в своей правоте констебль надел наручники на Гарри. Тому потребовалось не более пяти секунд для того чтобы освободиться от оков. Конечно же, надуманные обвинения были сняты.

Но не это поразило иллюзиониста. А то, что бывший суровым еще минуту назад грозный полицейский растерянно моргал глазами с открытым ртом. После чего извинился и попросил автограф. Все это происходило под действие бурных оваций толпы праздных зевак. Уже вечером этот трюк был показан со сцены и на какое-то время стал коронным в программе.

Освобождение от наручников проделывали многие фокусники в то время, но лишь Гарри делал это с инвентарем, который приносили с собой посетители. Конечно, существовали и завистники. Однажды сотрудник полиции принес наручники со сломанным механизмом, которые невозможно было открыть. В тот вечер это осталось незамеченным зрителями, но нацеленный на грандиозное продолжение карьеры маг с тех пор тщательно проверял инвентарь, ведь любая заминка могла стоить ему жизни.

Семейная жизнь

1893 год в жизни Гарри стал одним из самых счастливых - он скрепил себя узами брака с Вильгельминой Беатрис Ранер (чаще упоминается просто как Бетти). Эта женщина стала верным спутником артиста и по жизни, и на сцене - отныне только ей он доверял почетное звание ассистента, вплоть до конца своей жизни.

Рост карьеры

Не дожидаясь того момента, когда зрителям надоест фокус с наручниками, артист усложнил его подвешиванием в мешке на выступе небоскреба, в программе появились

Признание позволило осуществить масштабные трюки по прохождению сквозь кирпичные стены и освобождению из запертых помещений. Полиция различных городов с радостью принимала участие в шоу, закрывая фокусника в самые неприступные камеры, из которых он удивительным образом освобождался.

В 1899 году маэстро познакомился с Мартином Беком, который организовал гастроли по Европе. Жители старой части планеты были ошарашены новыми номерами, в которых иллюзионист освобождался из различных емкостей с жидкостями. В ходе одного из выступлений его даже скинули в реку Темзу в мешке с привязанной тяжелой гирей. Конечно же, со скованными наручниками руками. Не было предела ликованию толпы, когда уже через несколько мгновений Гарри всплыл с абсолютно свободными конечностями.

Жители Лондона передавали нескольким поколениям о том, что могли воочию наблюдать трюк со слоном. Животное в темной комнате накрывали белым покрывалом и потом снимали его. Слона не было. Куда он делся, неискушенный зритель, конечно же, догадаться не мог. Очевидно, магия.

Фокус был настолько популярен, что на протяжении многих лет иллюзиониста просили повторить его. Он сдался только в 1918 году и продемонстрировал чудо на ипподроме в Нью-Йорке. Стоит ли говорить, что номер имел оглушительный успех, о котором еще долго писали в газетах по всему миру.

Путешествие по нашим краям

Знаменитый чародей посетил Россию в 1908 году. Помимо своих коронных номеров для толпы, он заставил немало поволноваться тюремщиков и Петропавловской крепости.

На фокусника для антуража надевали одежду арестантов, запирали в самых неприступных камерах, в которых обычно находились смертники. Конечно же, засовы были самые качественные и современные.

Через четверть часа переодетый в свою одежду маг уже мирно пил чай с охранниками в их помещении. Говорят, что освободиться он мог всего за две минуты. Ходят слухи, что хохмы ради он поменял местами заключенных. Неизвестно только, было ли весело охранникам.

Увлечения великого фокусника

Гарри Гудини был человеком, намного опередившим свое время. Неудивительно, что на его банковском счету были постоянные денежные потоки. Говорят, что его доходы в 1920 году в несколько раз превышали зарплату американского президента. Но свой первый самолет Гарри Гудини купил еще в 1909 г. и уже в 1910-м первым из людей пересек Австралию по воздуху.

Он основал продюсерскую компанию и снялся в нескольких фильмах. Талант мага был настолько велик, что за последнее столетие о нем было снято семь фильмов с такими известными актерами, как Гай Пирс, Эдриан Броуди и др. Также Гарри Гудини являлся сообщества магов и чародеев, а еще активно боролся с шарлатанами, которые «общались» с духами.

Смерть мага

О том, как умер Гарри Гудини, существует несколько версий. По одной из них, фокусника не стало прямо во время выступления. Новость была широко растиражирована газетчиками, но была неправдой.

Согласно другой, его отравили. Третья же гласит про разорвавшийся аппендицит и в скором времени сразивший мага перитонит. Не стало великого Гарри 31 октября 1926 года. Ему было всего 52 года.

Ценные предметы были переданы музею в Эпплтоне, большинство из которых впоследствии были проданы на аукционе

В мировом сообществе фокусников имеется одно табу, нарушение которого равнозначно прямому оскорблению. Это раскрытие секрета фокуса без согласия того, кто его придумал.

Потому, когда какие-то тайны магических трюков великого фокусника Гудини были обнародованы, многие иллюзионисты негодовали и расценивали это действие как пренебрежение профессиональной этикой. Ведь кое-кто пользовался этими трюками и в своих представлениях.

Хотя сейчас, в современной эпохе, сложно обнаружить фокусника, который все еще применяет устаревшие секреты Гудини. И все же, раскрытие тайн легендарных трюков мастера магии всегда волновало общественность. Давайте приоткроем завесу.

«Радио-фокус»

Трюк был придуман Гудини в 1925 году. Состоит операция в том, что на столешницу устанавливали громадное радио двухметровой длины и метровой высоты. У объекта имелись регулирующиеся ручки-рычаги и двойные двери.

Показав пустоту внутри предмета, фокусник устанавливал на шкале определенную радиостанцию, и из радио вылезала девушка. А Гудини выкрикивал: «Настройте требуемую Вам волну и получите девушку мечты!».

Показ трюка с «живым» радио

А секрет очень прост: у стола с расположившемся сверху радио, имелась удвоенная столешница. Верхний её слой имел отверстие-люк. Когда громадину ставили на стол, красавица была в аппарате. Потом девушка быстро пряталась через столешничный люк, пока Гудини демонстрировал пустой ящик радио, а потом возвращалась на место.

Трюк «Метаморфоза»

«Метаморфоза» не является прямым детищем Гудини. Он лишь модернизировал предыдущие версии этого фокуса и показывал его в дуэте с женой. «Метаморфоза» была достаточно сложна. Гудини связывали за спиной кисти рук и усаживали в завязывающийся мешок.

Его же помещали в сундук, после запирающийся, обвязывали канатом и отправляли в шкаф. И после следовал занавес. Жена фокусника залезала в шкаф, прикрываясь занавесом. Спустя 3 хлопка в ладошки, занавес открывался, но за ним представал Гудини. Жену же обнаруживали заточенной в сундук и мешок.

Демонстрация «метаморфозного» трюка

А тайна фокуса кроется в изнурительной, настойчивой практике. Гудини был гением, когда дело касалось узлов, плетений, канатов и веревок. Когда мешок завязывался, мастер уже успевал освободиться. А в момент помещения его в сундук, фокусник расслаблял веревки.

Как только низ занавеса касался пола, фокусник вылезал из сундука через съемную заднюю стенку. И подавал знак – хлопки в ладоши – осуществлял уже сам Гудини, а не его жена. Она же в то время успевала залезть в сундук. Когда Гудини распутывал и вскрывал сундук, жена забиралась в мешок и вставляла руки в расслабленные мужем веревки.

Гарри и Бесси Гудини настолько отточили трюк, что могли поменяться местами за несколько секунды!

Фокус с высвобождением завязанного в смирительную рубашку и подвешенного человека

У Великого Гудини имелся младший брат Хардин, который не отставал от Гарри и тоже практиковал магию фокусов. Оба брата показывали трюк с освобождением из смирительной рубашки.

Но Гарри сделал фокус еще более сложным. Его заключали не только в одежду для неуравновешенных, но и связывали канатами лодыжки, а затем подвешивали на высоту крана.

Секрет фокуса Гудини отрыл лично в издании «Освобождение из наручников». А состояла тайна в легком ослаблении рубашки. При перекрещивании рук, правая всегда оставалась сверху. Во время затягивания рубашки Гудини глубоко вдыхал, чтобы потом на выдохе одежда была свободнее.

Благодаря такому образовавшемуся зазору фокусник мог освободить руки, затем он развязывал ноги. Порой фокуснику приходилось идти на жертвы – в этом трюке случались вывихи плеча.

Гудини так четко отработал технику исполнения, что смог сократить длительность фокуса с высвобождением из псих-рубашки с 30 получаса до 3-4 минут.

Хождение сквозь кирпичную стену

Этот фокус поворачивался магом только пару раз в 1914-ом, в Нью-Йорке. Но это не препятсвовало превратиться ему в сенсацию. Для трюка строилась трехметровая по высоте стена. Она устанавливалась перпендикулярно публике, чтобы последняя могла видеть пространство с обеих сторон постройки.

Стена возводилась на ковре. Гудини вызывал зрителей из зала, чтобы они убедились в том, что стена настоящая с помощью молотка. После чего фокусник вставал перед стеной, а пространство с обеих сторон на несколько секунд стены прикрывались шторами. Потом шторы убирались, а Гудини уже располагался по другую сторону стены.

А тайна скрывалась в ковре. Под ним прятали лаз, проложенный под стеной. Иногда же под стену помещали стекло, чтобы зрители исключили возможность лаза. Тогда Гудини просто менялся местами с помощниками во время «зашторивания» и переходил на противоположную сторону.

Избавление от наручников

Этот трюк – в числе первых у фокусника. Благодаря его ошеломительному успеху фокуса, Гудини был предложен контракт с театром.

Для избавления от оков Гудини применял не один секрет. Во-первых, Гудини очень долго изучал информацию о замках и их устройствах. Фокусник обладал поистине огромными знаниями об этом. Он мог с ходу сказать, какой ключ сочетается с пазом той или иной замочной скважины.

Позже Гудини придумал специальный стальной гнущийся пояс, способный вращаться и скрывающий отсеки со спрятанными ключами.

Еще одна мистерия в том, что не все замки требовали применение ключа. Некоторым хватало лишь постукивания о прочную поверхность. Были и такие устройства, которые вскрывались особыми проволочными петельками и отмычками.

Фокус с молочным бидоном

В 1901-ом Гудини впервые показал освобождение из наполненного водой бидона. Этот трюк известен во всем мире.

Перед проведением фокуса зрители могли осмотреть, изучить бидон. Емкость была высотой в 1 метр, горловина имела 6 запоров, закрывающих бидон намертво. Гудини залезал в бидон с водой, часть жидкости, разумеется, выплескивалась.

После этого емкость запирали, это осуществлялось в течение минуты. Потом емкость накрывали тканью. В прошествии пары минут занавес открывали, а рядом с запертым бидоном стоял промокший Гудини.

Оказывается, у бидона были особые запоры, которые фиксировали крышку. Снаружи емкости вскрыть их не отпирая было невозможно, а вот изнутри – легко. А запоры оставались в сохранности.

Высвобождение из погруженного в водоем ящика

Трюки-высвобождения из замкнутых пространств оказались «фишкой» Гудини. Впервые фокусник вылез из ящика на публике в Нью-Йорке, погруженный в реку «Ист-Ривер».

Гудини заключили в наручники, потом — в ящик, который тоже закрыли, заколотили и обвили цепями. Ну и сбросили в реку. По истечении 2,5 минут фокусник выплыл.

Для этого трюка использовался ящик с особенной конструкцией. Он имел несколько отверстий, позволяющих дышать фокуснику во время заколачивания ящика. За то время, пока его еще не опустили в воду, Гудини успевал снять наручники.

Еще один момент – одна из сторон ящика имела 2 неприбитые доски. Они могли отодвигаться. Сдвинуть доски нужно было прежде, чем ящик погрузится на дно реки. Ведь был риск, что упадет объект именно на эту сторону.

Исчезновение слона

Трюк считается наиболее зрелищным. Гудини заводил слона в огромный ящик, а через несколько секунд слон в ящике исчез. Из-за утери ящика и одноразового показа фокуса, секрет его никак не могли раскрыть. Но имеются некоторые догадки…

Тайна скрывалась, во-первых, в самом театре, где показывался трюк. Места зрителей располагались так, что ясно видеть слона в ящике было сложно. Из-за полукруглых тройных ярусов рассаживания.

Другая идея – это оптическая иллюзия, создаваемая особым освещением и занавесом, идентичным сценическим шторам. В один момент Гудини для отвлечения делал выстрел, из-за которого публика моргала (инстинкт). В это мгновение маскирующий занавес резко поднимался.

Китайская водная камера пыток

Эта камера все еще существует. Гудини она обошлась в 10 000 $. Она похожа на аквариум, обитый красной древесиной, со стальным никелевым каркасом. Детали выполнены из меди. Весом эта камера 3 000 кг, а воды в нее входит 950 л.

При выполнении фокуса Гудини одевали наручники, ноги запутывали цепями. Потом фокусника опускали в камеру с водой вниз головой. Камеру прикрывали занавесом, из-за которого через некоторое время выходил фокусник.

Для выполнения трюка важны 2 вещи. Первое — особые элементы конструкции и само тело образовывали воздушный карман в закрытой камере. Во-вторых, мастерское, отработанное избавление от наручников – этим навыком Гудини овладел в высшей степени.

Это лишь 9 секретов из множества мастерски выполненных трюков Гудини. И в прошествии стольких лет эти фокусы по-прежнему кажутся невероятными, а их исполнитель неизменно остается мировой легендой.

Среди фокусников существует негласное правило: никогда не раскрывать секреты своих трюков. Потому, когда были раскрыты некоторые фокусы Гудини, иллюзионисты возмутились таким нарушением профессиональной этики. Многие из них утверждали, что сами до сих пор используют приёмы известного фокусника. Но Гарри мёртв уже почти 90 лет, а современные иллюзионисты вряд ли пользуются его устаревшими методами.

1. Радио 1950 года

Гудини разработал этот фокус в 1925, за год до своей смерти. На столе располагалось огромное радио размером 2х1 м с ручками-регуляторами и двойными дверями. Продемонстрировав зрителям то, что внутри никого нет, Гудини настраивал нужную ему радиостанцию, и из коробки радио появлялась его ассистентка. «Настройте радио на нужную волну и получите девушку вашей мечты, – объявлял Гудини и добавлял. – Нет, джентльмены, радио не продаётся!»

Секрет фокуса заключался в столе, у которого была двойная столешница. В верхней столешнице был люк. Ассистентка находилась внутри радио, которое устанавливалось на столе, затем она пряталась в верхней части стола и ждала, пока Гудини показывал зрителям пустые внутренности радио, а когда фокусник настраивал радиостанцию, она быстро забиралась назад в радио.

2. Метаморфоза
«Метаморфоза» был одним из его первых фокусов 1894 года. Гудини не был его автором, а усовершенствовал более ранние версии, исполняя свой вариант вместе с женой. Фокус был достаточно сложным. Руки Гудини были связаны за спиной, а сам он сидел в завязанном мешке. Мешок помещался в ящик, ящик закрывался, обвязывался верёвкой и помещался в шкаф с занавесом. Жена Гудини заходила в шкаф, закрывала занавес и три раза хлопала в ладоши. После третьего хлопка занавес уже открывал Гудини, а его жена оказывалась вместо него со связанными руками в мешке.

Секрет на удивление прост: практика. Гудини был экспертом по канатам и узлам. Когда мешок завязывали, его руки были уже свободны. Когда мешок помещали в ящик, он изнутри ослаблял верёвки. Когда жена задёргивала занавес, Гудини выбирался из ящика через заднюю стенку. Три раза хлопал в ладоши он, а не жена. После первого хлопка она забиралась в ящик, не нарушая замки и верёвки. После третьего хлопка Гудини открывал занавес. В то время как он развязывал и отпирал ящик, его жена «упаковывалась» в мешок и засовывала руки в узлы верёвок. Гарри и Бесси настолько отработали этот фокус, что ухитрялись меняться местами всего за три секунды.

3. Освобождение подвешенного человека, одетого в смирительную рубашку

Младший брат Гудини Хардин тоже был фокусником, и оба брата демонстрировали одинаковый трюк освобождения из смирительной рубашки. Гудини решил, что превзойти брата, и усложнил фокус. Обычно он выполнял его на улице перед большой толпой. Его облачали в смирительную рубашку и связывали лодыжки, а затем кран поднимал его на определённую высоту.

Секрет фокуса раскрыл сам Гудини в своей книге «Освобождение из наручников» (1910). Он заключался в небольшом ослаблении рубашки, завязанной на нём. Руки были скрещены на груди, причём правая рука сверху. Когда рубашку затягивали, он делал глубокий вдох, чтобы при выдохе ткань была ослаблена, затем с помощью этого зазора Гудини освобождал руки – а дальше уже дело техники. Говорят, что в редких случаях фокуснику даже приходилось вывихивать плечо. Гудини настолько отработал этот трюк, что сумел сократить время освобождения с получаса до 3 минут.

4. Прохождение через кирпичную стену

Гудини показал этот фокус только несколько раз в Нью-Йорке в июле 1914 года, но данное представление стало настоящей сенсацией. Рабочие строили стену в 3 метра высотой и 3.5 метра длиной на сцене, перпендикулярно зрителям, так чтобы они могли видеть обе стороны стены. Саму стену возводили на ковре. Потом Гудини приглашал зрителей постучать молотком по ней, чтобы убедиться в её твёрдости и крепости. Затем Гудини занимал позицию с одной стороны стены, обе стороны на пару секунд закрывались передвижной шторой на колесиках, затем штора убиралась, и Гудини уже находился с другой стороны стены.

Секрет фокуса заключался в ковре. Под ним был продолговатый, узкий лаз, проходящий под стеной. Кроме того, Гудини использовал разные вариации выполнения фокуса, например, помещая крепкое стекло под стену, чтобы исключить сомнения зрителей насчёт лаза под стеной, а в момент фокуса, когда работники закрывали занавес с обеих сторон стены, быстро менялся с ними местами, переходя на вторую сторону.

5. Фокус с освобождением из наручников

Одним из первых фокусов Гудини был фокус освобождения из наручников. Трюк имел огромный успех, и благодаря ему фокусник получил свой первый контракт на выступления вместе с театром водевиля.

У Гудини было несколько секретов этого фокуса. Иллюзионист изучал замки всю жизнь и обладал энциклопедическими знаниями о наручниках. С одного взгляда он сразу понимал, какой ключ к ним нужен. Позднее Гудини изобрел специальный пояс из гибкой стали, который мог вращаться движением локтя, в ремне было несколько отсеков с различными ключами на выбор. Некоторым наручникам не требовался ключ, достаточно было ловко постучать ими о твёрдую поверхность. Ещё от одного вида наручников можно было избавиться с помощью проволочной петли, отмыкавшей замок.

7. Освобождение из ящика под водой

Всевозможные трюки с освобождением из закрытых ящиков или других ёмкостей стали «фишкой» Гудини. Когда трюки с наручниками ему поднадоели, он переквалифицировался на «тюремные побеги», начав активно их практиковать. Его первое освобождение из ящика под водой было продемонстрировано в Нью-Йорке, в реке Ист-Ривер. На Гудини были надеты наручники, сам он находился в деревянном ящике. Ящик был забит и обмотан цепями, а затем опущен в реку. Гудини всплыл на поверхность через 150 секунд.

Секрет, конечно, заключался в конструкции ящика. Во-первых, в нём были мелкие отверстия, чтобы Гудини мог дышать, пока ящик забивали, обматывали цепями и опускали в воду, а он в это время освобождался от наручников. Во-вторых, на одной из боковых сторон ящика две нижние доски не были прибиты, и их можно было отодвинуть, причём как можно быстрее, пока ящик не упал на дно, когда возникал риск, что он упадёт именно на ту сторону, где были эти две незакреплённые доски.

8. Исчезновение слона

Фокус был исполнен только один раз 7 января 1918 года в нью-йоркском театре «Ипподром». Этот трюк был самым зрелищным, сравнимым только с фокусом под названием «Китайская камера для пыток водой». Гудини завёл слона в большой ящик, а потом слон исчез. Секрет этого фокуса тоже исчез. Ящик был утерян, а поскольку трюк выполнялся один раз, то посвященных в него людей практически не было. Считалось, что разгадка утеряна для истории.

Тем не менее, она нашлась. Начнём с театра «Ипподром». В нём было 5697 мест, которые располагались в три полукруглых яруса. Зрители не имели возможность хорошо видеть слона в ящике, поскольку он был далеко от края сцены. Мало того, есть предположения, что ящик был обычной, хорошо замаскированной клеткой, а исчезновение слона просто визуальной иллюзией, созданной с помощью ограниченного освещения и занавеса, который по цвету был идентичен задним шторам на сцене. В нужный момент Гудини стрелял из пистолета, зрители инстинктивно моргали, и в это время перед слоном молниеносно поднимался маскирующий занавес. Появилось даже описание ящика: он был продолговатый, на колесах, с двойными дверями с одной стороны и огромным занавесом с другой.

9. Китайская камера для пыток водой
В отличие от ящика для слона, китайская камера для пыток водой до сих пор существует, и мы знаем, как она работает. Великий маг заказал это приспособление за 10 тысяч долларов и запатентовал его. Камера напоминает продолговатый аквариум, выполненный из красного дерева и никелированного стального каркаса, а детали – из меди. Размеры: 67 см в ширину и 150 см в высоту; вес 3000 кг; объём 950 л воды. Передняя панель была сделана из закаленного стекла шириной 1,5 см. Руки Гудини были в наручниках, лодыжки опутаны цепями, а затем его очень медленно опускали в этот резервуар вниз головой. Камеру закрывали занавесом, а через пару минут из-за него появлялся Гудини. Вариантов данного трюка было несколько, маг любил усложнять и усовершенствовать его.

Для фокуса были важны два момента. Во-первых, хитроумные детали камеры и банальное вытеснение воды телом оставляли небольшой запас воздуха (воздушный карман) в резервуаре. Во-вторых, Гудини отлично умел освобождаться от наручников и цепей, мастерски владея телом, а затем выбирался наружу.

Злые языки утверждали, что однажды Гудини не повезло, и он утонул во время этого фокуса. Это не так. Он умер на больничной койке от воспаления аппендикса, который осложнился перитонитом. Ускользнуть от этой опасности великий маг, увы, не сумел.