Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Firemonkey описание компонентов. FireMonkey. Что почитать и посмотреть? необходимость использование напильника для доведения до ума мобильных приложений для каждой платформы

Firemonkey описание компонентов. FireMonkey. Что почитать и посмотреть? необходимость использование напильника для доведения до ума мобильных приложений для каждой платформы

Прошло уже достаточно времени с тех пор, как термин FireMonkey стал более менее знаком, если, и не для всех разработчиков, то хотя бы тех, кто использует Delphi. За это время появились книги по FireMonkey, статьи по FireMonkey, записи про FireMonkey в многочисленных блогах. Читать все это очень интересно. Но ведь никакая теория не заменит практику. И у меня, как и у многих ранее, появился зуд попробовать что-нибудь написать с использованием FireMonkey.

При этом, однако, возникла проблема. Я, почему-то, решил, что надо просто реализовать какой-нибудь не очень сложный рабочий проект.

Чтобы объяснить,почему это оказалось для меня проблемой, потребуется некоторое (так и хочется написать, лирическое) отступление. Экскурс в мое прошлое, как разработчика. Пояснить некоторые сформировавшиеся у меня взгляды на программирование с использованием Delphi.

Надо сказать, что использовать Delphi я начал еще на Windows 3.1, то есть, с первой версии. И с тех самых пор я изучал VCL. Изучал в оригинале, так сказать. Смотрел, обращался, трассировал исходники. Снова и снова.

Известно, что в разное время в набор компонентов, поставляемых с Delphi, входили компоненты сторонних разработчиков, которые должны были заполнить пробелы в VCL, и которые, наверное, проходили некий контроль качества перед включением. Некоторые из таких компонентов продолжают поставляться и сейчас. Взять тот же Indy. Никого не хочу обидеть, это сугубо мое личное мнение, которое относится и ко мне самому, как разработчику компонентов: ни один набор не был так глубоко продуман и так качественно реализован, как громадный и разнообразный VCL. Нет, я не претендую на истину в конечной инстанции, и, конечно же, в самом VCL множество ошибок, решений, которые вызывают непонимание, вызывают неприятие и с которыми хочется не соглашаться. Но у меня всегда складывалось впечатление некого единого стиля. Есть в VCL, на мой взгляд, красивый и прочный стержень, который поддерживает всю конструкцию Delphi, и вокруг которого строится и программная инфраструктура, и само сообщество разработчиков. Именно благодаря во многом VCL, опять же, на мой взгляд, слухи о смерти Delphi до сих пор остаются слухами. И когда а поставку VCL включались компоненты сторонних разработчиков, это стразу было заметно, они отличались.

Но вот приходит момент, и я слышу, что VCL - это технология, которая устарела. Технология, которую надо оставить в прошлом. Разработчикам следует все свои новые проекты реализовывать на FireMonkey, а про старые... неплохо бы и их перевести на новые рельсы. FireMonkey везде и всегда. И слышу я это из разных источников. Причем довольно настойчиво. Нет, никто VCL не убивает. он остается с нами. Но он теперь не номер один. Он должен стать дублером. По крайней мере так я понимаю то, что говорится о будущем продукта.

В принципе, я понимаю такой расклад. Взят курс на многоплатформенность, и, что важнее, на кроссплатформенность. Ведь что такое VCL? Visual Component Library. Библиотека визуальных компонентов. С этим можно не соглашаться. Я, например, всегда считал множество невизуальных компонентов, да и не компонентов, а просто классов, неотъемлемой частью VCL, а огромное количество сторонних классов и компонентов - продолжением, расширением VCL. Ну не получается у меня считать наследников TDataset-а не частью VCL. Хотя, например, термин DBExpress Library говорит о том, что это, как бы, не VCL. Видимо, Embarcadero действительно разделяет монолитную, с моей точки зрения, VCL, на некоторое количество отдельных библиотек. Нет, конечно, не совсем отдельных, но, тем не менее. И если принять такую точку зрения, FireMonkey призван заменить именно визуальную часть VCL (как же я все-таки должен называть полную библиотеку классов и компонентов, может, Borland Component Library?).

Вокруг чего построены визуальные компоненты, входящие в библиотеку? Вокруг низкоуровневых, базовых элементов, предоставляемых операционной системой. Дескрипторы окон, шрифты, сами окна, элементы ввода, сообщения, контексты устройств и многое многое другое - это есть не понятия библиотеки, поставляемой с Delphi, а понятия операционной системы. Да, именно, Windows. И если вы хотите построить кроссплатформенную библиотеку, то логично отказаться от той инфраструктуры, которую предлагает операционная система, исполняющая написанную с использованием библиотеки программу.

Именно это и пытаются сделать при помощи FireMonkey. Пытаются создать инфраструктуру, основанную на базовых механизмах, поддерживаемых в различных операционных системах, способную заменить тот сервис, который предлагают сами операционные системы.

Многие помнят попытку сделать кроссплатформенной не только библиотеку, но и сам Delphi . Параллельно Delphi 6 вышел продукт Kylix и библиотека CLX. Все это было сделано для того, чтобы можно было разрабатывать для Linux. Однако, нет у Linux многих базовых понятий в плане графического оконного интерфейса, какие есть у Windows. Оконный интерфейс для Linux вообще явление не родное. Это необязательное приложение. И пришлось писать какую-то синтетическую библиотеку. С ее помощью можно было писать программу и для Windows, и для Linux. Однако, я до сих пор помню то чувство не разочарования, нет, скорее, раздражающего неудобства, которое испытал, когда попробовал воспользоваться аналогами визуальных компонентов из CLX. Мне стало много чего не хватать. То, что я привык делать не задумываясь при разработке с использованием VCL, оказалось сделать трудно, совсем по другому, или просто невозможно, с использованием CLX.

Приблизительно также я чувствовал себя и при переходе с BDE на DBExpress. Старый, знакомый еще с Field Test-а BDE (Borland тогда уже использовал его в Quattro Pro for Windows и в Paradox for Windows, и носил он название ODAPI, а затем IDAPI, и был на голову выше, на мой взгляд, майкрософтовского ODBC) был объявлен устаревшей технологией, которая должна уступить место в новых проектах новой библиотеке. Мне все время чего-то не хватало в DBExpress в первое время, особенно знаний.

При этом я ни в коем случае не хочу ругать или критиковать ни сами перечисленные выше библиотеки, ни решения, которые привели к их появлению. Речь идет лишь о моих впечатлениях, иногда,первых впечатлениях.

Теперь, наверное, становится немного понятней, почему решение написать с использованием FireMonkey небольшой рабочий проект, принесло некоторое количество проблем. В течении многих лет при разработке проектиков, проектов и проектищ складывается определенный стереотип, некий шаблон того, что и как надо делать. И в моем случае пришлось столкнуться с тем, что шаблон надо менять. Потому, что нельзя перенести все то, к чему привык, используя VCL, в проект, строящийся на FireMonkey.

При старте проекта я испытал некоторое чувство дежавю. А именно, чувство неудобства. Например, нет многих свойств у привычных элементов ввода. Приемчики, которые прочно вошли в практику, основанные на трюках, связанных со знанием каких-то особенностей операционной системы, не проходят в новом контексте. Не говоря уже о том, что некоторые компоненты изменились радикально.

Ну и еще важный нюанс. Какие обычно проекты приходится делать на работе, если она (работа) не связана с написанием компиляторов, систем моделирования или еще чем-нибудь высоконаучным? Я думаю, что для большинства это разработка чего-либо, связанного с использованием баз данных. Причем что-то высоконаучное тоже может пользоваться сервисами, предоставляемыми СУБД.

Вот тут меня ожидала еще одна засада. Почему-то, когда сталкиваешься на практике с тем, что FireMonkey не содержит элементов, ориентированных на работу с данными, хранящимся в БД, оказываешься к этому не совсем готов (мягко говоря). Хотя и читал уже об этом много раз и знаешь (теоретически), чем следует воспользоваться. Речь про Live Bindings.

Я не хочу ввязываться в спор про то, должны ли настоящие крутые программисты использовать db-aware компоненты, или не должны.На практике, начиная новый проект, я оказался перед фактом: надо привыкать и к новым визуальным компонентам и к новому способу извлечения данных для отображения, редактирования и, в конечном счете, сохранения. Что, опять же, не плохо, и не хорошо. Просто для меня получилось именно так.

На этом хочу завершить пост про первые впечатления. На очереди рассказы о том, что и как преодолевалось при работе над проектом.

Вы, наверное, в курсе, что Embarcadero активно продвигает свое новое видение создания кроссплатформенного гуя – FireMonkey (они это называют фреймвоком, но для её нынешнего состояния это слишком круто звучит ). В рунете анонсируется один конкурс за другим, проводятся вебинары, и пусть качество последних оставляет желать лучшего, но активность радует. Теперь, собственно, к теме. В рамках последнего конкурса было предложено разработать какое-нибудь приложение для обучения. И вот вчера появилась очередная работа за авторством Евгения Чмеля (не знаю, склоняется эта фамилия или нет ). В отличии от виденных ранее, простеньких “одноформочек”, тут была сделана попытка подергать обезьяну за все конечности: стилизация, 3D, шейдерные эффекты (о GPU accelerated graphics очень любят говорить евангелисты Embarcadero:)) ). Давайте посмотрим, что из этого вышло. Для тех, кто не смотрел вебинары сделаю маленькое отступление. На одном из вебинаров, евангелист Embarcadero, Всеволод Леонов рассказал душещипательную историю о том, как ему пришлось “компьютер перегрузить, конкретно, жестко” (это цитата ), из-за того, что Silverlight SDK и эмулятор Windows Phone 7 “не cработали” (это цитата ) на его компьютере т.к. им не понравился видеоадаптер или настройки графического процессора. А вот приложения разработанные с использованием FireMokey, продолжает Всеволод, совершенно не требовательны к аппаратному обеспечению. Давайте посмотрим, как он нам врал. Беспристрастным свидетелем нам будет Process Explorer v15.05 от Марка Русиновича. Итак, качаем приложение Евгения и запускаем (скриншотов приложения Евгения не привожу, они есть по ссылке на его работу. Обратите внимание на размытость шрифтов ).

Запустили приложение. Смотрим на потребление:

Нескромно, но можно простить “передовой технологии”. Переходим к разделу “Уроки” и выбираем “Урок 5”. Начинается подготовка сцены. Процесс этот длительный (у меня заняло чуть больше минуты, на четырехядерном Phenom II с частотой 3.3GHz ), запаситесь терпением. Сцена построена. Смотрим на потребление:

Обезьяна хорошо подкрепилась. Даже очень хорошо. Теперь попробуйте подвигать мышку над кнопками вариантов ответов. Ощущение, что GUI реагирует ну о-о-очень вяло, не так-ли? Смотрите на график использования CPU (я имею ввиду, что вы должны сами это попробовать, на своем компьютере ) – в эти моменты его загрузка приближается к 100% (у меня было ~21.5% для четырехядерного процессора, что эквивалетно 86% для одноядерного ). А ведь нам кто-то рассказывал про GPU accelerated graphics. Ладно, идем дальше. Отвечаем на все вопросы урока. Смотрим потребление:

Глаза не округлились? Теперь посмотрите, для сравнения, сколько потребляет 3D-стрелялка FarCry с активным игровым процессом (уровень называется Фабрика, если кому, вдруг, интересно ) запущенная в полноэкранном режиме 1440x900:

Выводы делайте сами.

FireMonkey — это центральная технология «нового Delphi». Расскажите, пожалуйста, о целях, возможностях и технических аспектах устройства этой принципиально новой библиотеки. По истечении времени, оглядываясь назад, насколько тяжелым и оправданным оказался ваш отказ от дальнейшего развития сверхпопулярной VCL?

Была выбрана в качестве магистрального направления развития технологии Delphi для достижения конкретной цели — мульти-платформенной разработки из одной среды, на основе единой базы исходных кодов, причем без необходимости в кардинальной переподготовки разработчиков. В рамках ставшей классической и сверхпопулярной VCL это было невозможно, её связь с WinAPI была слишком тесной, можно сказать, «на генетическом уровне».

Компоненты VCL не имели «абстрактной» прослойки между функциональным уровнем с точки зрения интерфейса и механизмами их отображения. Функциональный уровень — то, как вёдет себя как элемент управления, на какие события реагирует, какое взаимодействие с пользователем обеспечивает. Отображение — вызов платформенно-ориентированных методов визуализации как некого изображения, сформированного растровыми объектами и векторными примитивами. FireMonkey изначально реализовывала принцип строгого разделения элемента управления на две составляющие: «поведенческую» и «визуальную».


Всеволод Леонов, Embarcadero Technologies

Первая в целом повторят даже не основы VCL, а суть объектно-ориентированного программирования. Компонент есть класс, классы компонентов образуют иерархию, где можно выделить семейства и модули. Класс компонента слабо связан с тем, как он изображается.

Визуальная «картинка» формируется динамически, она не прописана жёстко в классе компонента. Изображение или «стиль» в FireMonkey загружается в компонент при запуске приложения. Мы имеем некий функциональный каркас для компонента, а «обшивка» или «облицовка» может быть изменена, но зачем? Именно затем, чтобы приложения FireMonkey смотрелись аутентично на любой платформе — Windows 7, Windows 8, Mac OS, iOS и, в ближайшем будущем, в Android. Этого традиционная монолитная классовая структура VCL обеспечить не могла.

Здесь особую роль играет технологичность подхода. Принципиально можно взять библиотеку VCL и «нафаршировать» WinAPI и всеми другими возможными платформенными вызовами. На очень ограниченном подмножестве компонентов это ещё можно сделать, но VCL содержит несколько сотен компонентов, поэтому такой подход мог бы просто «убить» VCL. Было принято решение «не трогать» VCL, а новые возможности развивать на новой платформе — FireMonkey. Данная технология даже обладает определённым техническим изяществом — в момент сборки проекта под конкретную платформу среда Delphi IDE подключает нужный компилятор, а компоненты интерфейса получают платформенный стиль.

Для пользователя это — один щелчок мыши и то же исходный код, для Delphi, — многолетний упорный труд разработчиков по созданию подобной мульти-платформенной библиотеки.

Когда стало ясно, что FireMonkey будет введена отдельной новой платформой, нужно было выбрать правильную стратегию сосуществования: Embarcadero не хотела никоим образом оказать негативное влияние на пользователей VCL. Поэтому мы выбрали следующий план: VCL остаётся идеологически и архитектурно стабильной для обеспечения максимально возможной совместимости, облегчая миграцию проектов на современные версии. Развитие FireMonkey будет идти естественным и параллельным путём, без «оглядки» на VCL.

Слабым местом такого решения является достаточно проблематичная миграция с VCL на FireMonkey в рамках одного проекта. Но зато для нового проекта разработчик может выбрать FireMonkey для обеспечения мульти-платформенности своего результирующего приложения. После релиза XE4 с поддержкой iOS мы уже можем говорить о ярких конкурентоспособных преимуществах Delphi для начала мобильной разработки в корпоративной среде, которые буду увеличены после реализации планируемой поддержки Android.

Поэтому как такового явного «отказа» от развития VCL нет. В новых версиях VCL-часть Delphi также развивается. Это и поддержка 64-bit, и введение стилизации для визуальных компонентов, и реализация механизма гибких динамических связей или «байндинга», и включение библиотеки FireDAC для работы с базами данных в VCL-проектах. Просто на фоне гигантского качественного скачка за счёт FireMonkey прогресс в VCL выглядит несколько непроявленным. Но, как бы то ни было, VCL — неотъемлемая часть Delphi и останется таковой ещё на долгие годы. Хотя эволюция платформ и современное положение дел в области ОС для настольных систем и мобильных устройств таковы, что будущее однозначно за FireMonkey.

В интервью мы уже обсудили поддержку iOS, давайте расскажем нашим читателям о поддержке других новейших технологий со стороны последней RAD Studio XE4, например, таких как Windows 8 и WinRT, 64-битных систем, MacOS и так далее. Можно перечислить, что вы ещё можете предложить современному избалованному новшествами программисту?

Скорее всего, современный программист не «избалован» новшествами. Для крупных проектов любое «новшество» зачастую оборачивается гигантским объемом работ.

Например, все долго ждали , многие тут же бросились переводить свои коды на новую платформу. Но выясняется, что даже весьма профессиональные команды к этому не готовы. Компилируемый 64-битный код не означает работоспособный. Стали всплывать «грехи молодости», например, использование инструкций в предположении о 4-байтном размере адреса. Отсутствие культуры проведения тестов, вкупе с технологической неготовностью в сжатые сроки внедрить данный процесс.

И тут — чем больше проект, измеряемый, допустим, количеством строк исходного кода, тем аккуратней и взвешенней относятся программисты к различного рода нововведениям в диапазоне от внешнего вида «кнопки» в интерфейсе до «синтаксического сахара» в компиляторе.

Одним из таких «проблематичных» достижений явился выход Windows 8. Лично у меня, как пользователя ПК, и просто современного IT-специалиста — Windows 8 вызывает восторг. Но для разработчиков, которым прислали партию компьютеров под Windows 8 с ТЗ на разработку под новую ОС в нагрузку, это означает определенные сложности.

Мы постарались максимально комфортно и безболезненно обеспечить поддержку разработки под новый интерфейс этой ОС. Поэтому и для VCL, и для FireMonkey введены специальные стили, а программист может либо перестроить интерфейс приложения, либо создать заново приложение, которое будет неотличимо от «родного» для Windows 8 по внешнему виду. Конечно, есть потребность в «нативной» поддержке Windows 8 за счёт WinRT. Но здесь сказывается приоретизация целей в современных условиях. Mac OS, iOS, Android в ближайших планах не дают пока возможности говорить о полноценной поддержке WinRT в ближайшем будущем.

Стратегической целью Embarcadero, конечно, является мульти-платформенность. Релиз RAD Studio XE4 явился ключевым, прежде всего из-за поддержки iOS. Действующий программист, использующий VCL, может в считанные часы начать разработку под iOS. Даже простое мобильное приложение может быть мгновенно преобразовано в мощный проект, работающий в рамках сложившейся инфраструктуры. Не надо думать, что это просто новый компилятор к FireMonkey и новый стиль для обеспечения соответствия интерфейсу iOS.

Это и новый визуальный дизайнер, и встроенная поддержка различных форм-факторов, и библиотеки доступа к данным, включая новую FireDAC, и технология LiveBindings для гибкого и динамического связывания с корпоративными данными. Все эти нововведения поступают синхронно — и для Windows, и для Mac OS, и для iOS. Операционная система Mac OS развивается не так стремительно, поэтому таких проблем, как переход Windows 7 — Windows 8 там нет. Но появились дисплеи Retina, и это потребовало отдельного внимания. Сейчас любое MacOS-приложение, созданное в Delphi XE4, автоматически включает в себя два стиля — «обычный» и «высокочёткий».

Т.о. одно и то же приложение может иметь одинаково качественный «нативный» интерфейс на любом настольном компьютере от Apple.

Компания Embarcadero своими новыми инновационными релизами не хочет «удивить», «поразить» или даже «развлечь» разработчиков. Скорее, наоборот, IT-сфера и так уже полна различных сюрпризов: новые устройства, новые платформы, новые пользователи, новые их потребности, новые сценарии взаимодействия. Добавьте сюда ещё и новые технологии разработки ПО, и программистам просто не останется времени на создание новых систем и на существующих — они будут только и делать, что проводить миграцию из одной среды в другую, со старой библиотеки на новую, с одного языка на другой.

Но мы и не исповедуем отказ от всего нового. Мы лишь хотим обеспечить преемственность всего — кода, интерфейса, проекта, даже профессиональных навыков при появлении новых платформ и устройств. Можно сказать, что мы боремся с нездоровым консерватизмом в отношении новых платформ за счёт здорового консерватизма в средствах разработки. Не ждите от Embarcadero экзотических продуктов, нестандартных языков программирования и диковинных средств разработки.

У нас вы всегда найдёте — визуальную разработку, классические языки, «нативный» код, и пусть новыми будут целевые платформы для ваших приложений, созданных всё тем же проверенным классическим способом.

Вышедшая в сентябре прошлого Delphi XE2 содержит рекордное количество нововведений.
Краткие обзоры возможностей Delphi XE2 уже публиковались на Хабре. Но, очевидно, самым ярким новшеством стала платформа FireMonkey, и здесь я хотел бы уделить немного внимания именно ей.
Я сделал небольшую подборку ссылок на материалы, которые, как я надеюсь, помогут вам составить более-менее адекватное представление об этой платформе. Но прежде, для тех, кто не в курсе, я вкратце расскажу, что же такое FireMonkey.
Embarcadero Technologies позиционирует FireMonkey как платформу для создания полнофункциональных бизнес-приложений для Windows, Mac и iOS. При этом данная платформа является нативной для каждой из ОС, т.е. при работе приложения, созданного с помощью FireMonkey, не используется ни каких дополнительных надстроек.
FireMonkey привязывается непосредственно к нативной (с точки зрения ОС) графической библиотеке, такой как OpenGL или DirectX. Таким образом, предлагается наилучшее решение с точки зрения GPU.
Ядро FireMonkey архитектуры представляет собой мощную библиотеку классов (в том числе визуальных компонентов).
Целевая платформа выбирается в процессе компиляции.
Первая версия FireMonkey поддерживает только Win32, Win64, MacOSX и iOS, в будущем Embarcadero планирует портировать её на несколько других платформ.

Что стоит учитывать?

Несмотря на то, что платформа FireMonkey предоставляет обширный инструментарий для разработки 3D приложений, ее нельзя рассматривать как игровой движок. FireMonkey позиционируется именно как платформа для разработки бизнес-приложений.
Сейчас продукт находится в начальной стадии своей эволюции. И многие функциональные возможности FireMonkey претерпевают изменения, как качественные, так и количественные.

Я надеюсь, что ссылки, приведенные ниже, помогут разобраться с основными возможностями новой платформы.
Официальная страница продукта на сайте Embarcadero (рус.)

Среди англоязычного материала хотелось бы выделить серию (англ.)

Что посмотреть?

Что касается последней версии Delphi, то видеоматериала, посвященного возможностям продукта и приемам работы с ним, как никогда много. Как официального, от Embarcadero, так и от независимых разработчиков. На YouTube очень много видео о FireMonkey, вы просто можете воспользоваться поиском. Среди этого обилия материала выделю серию из трех роликов от Марко Канту - RAD in Action landing page ., таким образом, придав своим изысканиям вектор полезности.