Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Что же такое информационная архитектура

Что же такое информационная архитектура

Мы выстраиваем наше здание, а потом наше здание выстраивает нас.

Уинстон Черчилль

Какие черты зданий нас больше всего волнуют? Независимо от того, кто мы – знатоки архитектуры или обычные люди, наше эмоциональ ное состояние тесно связано с физическими строениями, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всей жизни.

У каждого из зданий собственное назначение. Шумное кафе с доща тым полом и большими окнами, выходящими на главную улицу, пред ставляет собой идеальное место для короткой встречи за завтраком. Высотное здание из стали и стекла, с его смесью из «кубиклов»1 и офи сов, создает для своих обитателей энергичную атмосферу работы и со трудничества. Темный прокуренный бар с панельными металлически ми потолками и голыми кирпичными стенами оказывается убежищем от водоворота современной жизни. А средневековый готический со бор, украшенный гранитными скульптурами, витражами и башенка ми, устремленными к небу, вызывает одновременно ощущения смире ния и вдохновения.

Каждое здание служит своей уникальной цели. Архитектура, проек тирование, строительство, отделка и месторасположение играют важ ную роль в формировании общего впечатления. Все элементы должны

1 Кубикл (cube, cubicle) – отделенное невысокими перегородками рабочее пространство для каждого из сотрудников. Представляет собой недорогую альтернативу индивидуальным офисам, т. к. легко создается в больших по мещениях с помощью ширм и перегородок, что упрощает перепланировку своими силами и не требует участия строительной бригады. – Примеч. науч. ред.

работать вместе. В удачных постройках целое в совокупности превос ходит сумму составляющих его частей.

Почему мы начали книгу о веб сайтах с рассуждений о зданиях? Пото му что аналогия с архитектурой – мощный инструмент для знакомст ва со сложной многомерной природой информационных пространств. Как и здания, веб сайты обладают архитектурой, определяющей нашу работу с ними.

Некоторым веб сайтам присуща логическая структура, позволяющая нам найти ответ и выполнить задачу. В других сайтах отсутствует ка кая либо логическая организация, и попытки навигации по ним ока зываются тщетными. Не удается найти нужный товар, мы не можем найти отчет, найденный на прошлой неделе, или теряемся в корзине покупок интернет магазина. Такие веб сайты напоминают неудачные постройки: дома с протекающими плоскими крышами, кухни, в кото рых нет места для кухонного стола, офисные здания, в которых не от крываются окна, и лабиринты аэропортов с указателями, ведущими не туда.

Причины появления плохих зданий, как и плохих веб сайтов, кроют ся в сходных архитектурных просчетах. Во первых, часто архитекто ры не живут сами в тех строениях, которые проектируют. Они плохо понимают потребности своих заказчиков, и им не придется испыты вать на себе долгосрочные последствия неудачных решений. Во вто рых, создавать постройки, которые выдержат испытание временем, действительно трудно. Потребности меняются, и неожиданности воз никают сплошь и рядом. Стремление к стабильности должно сочетать ся с обеспечением гибкости и масштабируемости. Архитекторы часто сталкиваются со сложными техническими требованиями, противоре чивыми задачами и высоким уровнем неопределенности. Превратить этот хаос в порядок крайне трудно, и для этого требуются особые про ницательность и дальновидность.

Однако разработчикам веб сайтов не следует замыкаться в метафоре строительной архитектуры. В этой книге мы также будем говорить об информационной экологии, экономике информации, цифровых биб лиотеках и виртуальных сообществах. Из каждой аналогии мы возь мем все важное и отбросим несущественное.

Определение

Те, кто не знаком с этой областью, вероятно, все еще размышляют: что, собственно, такое информационная архитектура? Этот раздел ад ресован им.

ин·фор·ма·ци·он·ная ар·хи·тек·ту·ра сущ.

1. Сочетание схем организации, предметизации и навигации, реали зованных в информационной системе.

2. Структурное проектирование информационного пространства, спо собствующее выполнению задач и интуитивному доступу к содер жимому.

3. Искусство и наука структурирования и классификации веб сайтов и интрасетей с целью облегчения пользователям поиска информа ции и управления ею.

4. Развивающаяся дисциплина и сообщество практиков, ставящее своей задачей распространение принципов проектирования и архи тектуры на цифровых просторах.

Вы рассчитывали, что определение будет одно? Что нибудь коротень кое и невинное? Несколько слов, в которых кратко схвачены суть и границы области информационной архитектуры? Размечтались!

В причине, по которой мы не можем сформулировать единственное, всемогущее и универсальное определение, лежит ключ к пониманию того, почему так трудно проектировать хорошие веб сайты. Речь идет о проблемах, внутренне присущих языку и представлению. Ни один документ не может всесторонне и точно представить замысел своего автора. Ни одно название или определение не могут целиком охватить смысл документа. И никакие два человека не воспринимают и не по нимают один и тот же документ, определение или обозначение одина ковым образом. Связь между словами и смыслом оказывается в луч шем случае ненадежной.1

Сойдем с нашей философской трибуны и обратимся к основам вещей. Раскроем шире наши определения и исследуем некоторые базовые понятия информационной архитектуры.

Информация

Термин «информация» употребляется нами для различения инфор мационной структуры и управления данными и знаниями. Данные (data) – это факты и цифры. Реляционные базы данных обладают высокой степенью организации и генерируют конкретные ответы на конкретные вопросы. Знания (knowledge) – это то, что находится

в головах у людей. Специалисты по управлению знаниями разраба тывают инструменты, процедуры и стимулы для коллективного ис пользования этих знаний. Информация (information) занимает не которое промежуточное место. Информационные системы часто не могут дать единственного «правильного» ответа на заданный во прос. Нас будет интересовать информация, представленная в лю бых формах и объемах: веб сайты, документы, программные при ложения, графика и т. д. Нас также интересуют метаданные : тер мины, описывающие и представляющие такие объекты содержимо го, как документы, люди, процедуры и организации.

1 Юмористический взгляд на коварства английского языка можно найти

в книге Билла Брайсона (Bill Bryson) «The Mother Tongue: English & How It Got That Way».

Структурирование (structuring), организация (organizing) и предме+ тизация (labeling)

Это то, что лучше всего удается информационным архитекторам. В структурирование входит выбор степень детализации1 для «ин формационных атомов» сайта, и устанавливаются отношения меж ду ними. Организация состоит в объединении этих компонентов в отдельные смысловые категории и темы. Предметизация заклю чается в определении названий этих категорий и ведущих к ним на вигационных ссылок.

Поиск и управление

Возможность найти информацию – решающий фактор для удобства сайта в целом. Если пользователи оказываются не в состоянии най ти нужные им сведения, просматривая веб страницы, выполняя по иск по сайту и задавая вопросы, сайт надо считать провалившимся. Но недостаточно лишь ориентироваться на конечного пользователя при проектировании. Необходимо учесть задачи организаций и тех, кто управляет информацией. Информационная архитектура долж на приводить в равновесие потребности пользователей и задачи биз неса. Большое значение имеют эффективное управление содержи мым, четко определенные процедуры и информационная политика сайта.

Искусство и наука

Такие дисциплины, как эргономика и этнография, позволяют вне сти строгость научных методов в анализ потребностей пользователей и их поведения при поиске информации. Наши возможности в изучении шаблонов поведения пользователей и совершенствова нии своих веб сайтов неуклонно растут. Однако практическая рабо та в области информационной архитектуры никогда не будет сведена исключительно к механическим действиям – слишком велики неод нозначность и сложность. Информационные архитекторы должны полагаться на свой опыт, интуицию и творческий подход. Они долж ны быть готовыми идти на риск и доверять своей интуиции. В этом и состоит «искусство» информационной архитектуры.

Глиняные таблички, свитки, книги и библиотеки

Люди веками занимались структурированием, организацией и пред метизацией информации. Еще в 660 г. до н. э. глиняные таблички ас сирийского царя были разложены по темам. В 330 г. до н. э. библиогра фия Александрийской библиотеки была размещена на 120 свитках.

1 Уровень детализации (granularity) означает степень обобщения при разби ении информации на фрагменты или их относительный размер. Различные уровни детализации могут быть такими: отдельный номер журнала, ста тья, абзац, предложение.

В 1873 году Мелвил Дьюи (Melvil Dewey) придумал «десятичную сис тему Дьюи» для организации и упрощения доступа к неуклонно расту щему количеству книг.

В наше время большинство людей знакомы с основами организации ин формации по опыту работы с книгами и библиотеками. В табл. 1.1 по казано применение понятий информационной архитектуры (ИА) к ми ру печатного слова и к World Wide Web.

Таблица 1.1. Различия между книгами и веб+сайтами

Понятие ИА

Веб сайты

Элементы

Обложка, заглавие,

Главная страница, панель нави

главы, разделы, страницы,

номера страниц, оглавление,

жимого, карта сайта, предмет

предметный указатель.

ный указатель, поиск по сайту.

Измерения

Двумерные страницы, пред

Многомерное

информационное

ставленные в последователь

пространство

с гипертекстовой

ном линейном порядке.

навигацией.

Осязаемые и конечные, с чет

Слабо осязаемые, нечеткие, че

кими началом и окончанием.

рез которые информация «про

сачивается» на другие сайты.

Если перейти от единичных книг к книжным собраниям, то сравнение становится еще интереснее. Представим себе книжный магазин, в ко тором нет никакой организационной структуры. Тысячи книг просто свалены в огромные стопки на столах. Такие магазины действительно существуют, например Gould’s Book Arcade в Ньютоне, Австралия. Он показан на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Книжный магазин Gould’s Book Arcade (фотография любезно предоставлена Сетом Гордоном)

С философской точки зрения можно допустить, что такое случайное нагромождение книг дает возможность с облегчением оторваться от строгого порядка повседневной жизни. И в этом книжном магазине действительно можно с увлечением рыться в книгах, делая неожидан ные находки. Но если вы пришли в поисках конкретной книги или вас интересует определенный автор или тема, то вам гарантирован долгий и мучительный поиск иголки в стоге сена.

Сравните хаос этого магазина с порядком, царящим в библиотеке (рис. 1.2). Даже на первый взгляд контраст разителен. Присмотревшись же, вы обнаружите, что библиотека – это не просто склад для книг, жур налов и музыкальных записей. В ней есть сложные системы и хорошо обученные профессионалы, которые действуют незаметно и отбирают, оценивают, помечают, описывают, структурируют и организуют кол лекции, чтобы читатели библиотеки могли найти требуемое для них. Несмотря на то, что информационная среда библиотеки строго органи зована, предметно ориентированный подход, характерный для десятич ной системы Дьюи и схемы классификации Библиотеки Конгресса, до пускает также исследовательский просмотр и случайные открытия.

Рис. 1.2. Просмотр книг в библиотеке (фотография любезно предоставлена http://intergate.sdmesa.sdccd.cc.ca.us/lrc/stacks.jpg)

Кратко можно сказать, что основной путь увеличения ценности печат ных материалов библиотеками и библиотекарями состоит в размеще нии этих материалов в строгом порядке, созданном по правилам ин формационной архитектуры и облегчающем доступ к ним читателей. Информационные архитекторы выполняют аналогичную задачу, но обычно она решается в контексте веб сайтов и цифрового содержимо го. Конечно, между библиотеками и веб сайтами есть существенные различия. Часть из них приведена в табл. 1.2.

При разработке информационной архитектуры библиотеки приходит ся решать много проблем, но библиотека представляет собой относи тельно четко определенную среду и открывает доступ к обширному на копленному опыту. Напротив, веб сайты выдвигают целый ряд новых проблем. Виртуальные пространства обладают большей гибкостью по

До этого момента мы с вами концентрировались на том, как понять и спланировать UX-дизайн. А с сегодняшнего дня мы приступаем к практике. Проектирование реального решения всегда начинается с разбора структуры объекта проектирования. Начнем со введения в тему:

Что такое информационная архитектура?

Если вы раньше не сталкивались с понятием “структура информации”, то начните с этой презентации: Understanding Information Architecture .

Информационная архитектура (ИА, IA) может быть как достаточно простой (в случае небольшого проекта), так и невероятно сложной (если вы работаете над масштабным проектом).

Информационная архитектура невидима. Чтобы с ней работать, нужно нарисовать карту сайта. Вот простой пример:

В этом примере показан вебсайт из 6 страниц: домашняя страница, 2 секции главного меню и 3 подсекции. Линии показывают, как страницы соединены между собой посредством навигации (меню и кнопки).

  • На заметку: Если у вас миллион пользователей, это не значит, что у вас миллион страниц с профилем. У вас одна страница с профилем, в которой отображается профиль любого пользователя.

Такая организация страниц - в виде семейного древа - называется “иерархической” или “древовидной”. Большинство сайтов и приложений структурированы подобным способом (но он далеко не единственный).

В рисовании карты сайта нет никаких “правил”, но вот вам несколько ценных указаний:

  • То, что карта выглядит простой, не означает, что она несет в себе какой-то смысл.
  • Пусть она будет четкой и читаемой.
  • Мы обычно рисуем сверху-вниз, а не справа-налево.
  • Не нужно делать карту сайта гламурненькой. Это технический документ, а не показ мод.

Горизонтальная или вертикальная, а не обе сразу.

Вообще-то говоря, карта вашего сайта будет либо “плоской” (flat) - тогда будет больше секций в меню, зато понадобится меньше кликов, чтобы добраться до самого низа - либо “глубокой” (deep), что означает более простое меню, но требует больше кликов на пути к цели.

Заметьте, что в этом примере и в той, и в другой структуре представлено одинаковое количество страниц. То есть они равны по объему, но не по виду.

Сайтам, на которых много продуктов, например Wal-Mart, чаще всего подходит “глубокая” архитектура, иначе размеры меню будут выходить за все рамки. Сайты вроде YouTube, где все строится вокруг пользователей и видео-роликов, обычно “плоские”.

Если ваш сайт и глубокий , и плоский одновременно , это плохо. Вам не помешает . Ну или пусть в основе сайта лежит хороший механизм поиска.

Распространенный миф: Возможно вы слышали от кого-то, что до любого интересующего объекта “всегда должно быть три клика”. Этот кто-то скорее всего изучал UX в 90-е и больше не возвращался к этой теме. А вам нужно концентрироваться на пользователе, а не на дурацких “правилах”. Главное, чтобы люди всегда понимали, где они находятся и что могут сделать. Если ваша навигация простая и четкая, то количество кликов значения не имеет.

Если вам понравилась статья и перевод, дайте нам знать - нажмите зеленую кнопку Recommend

И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только - скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.

Пришла пора подумать о роли информации в проектировании взаимодействия и ее архитектуре, особенностях и о том, как над ней работать.
Большую часть времени мы проектируем интерфейсы и исследуем их восприятие пользователями. Но при этом приходится учитывать, что большинство интерфейсов – не самоцель, а всего лишь посредники во взаимодействии между человеком и информацией. Поэтому самой информации, ее архитектуре, и восприятии человеком информации справедливо уделять существенное внимание. Сегодня мы поговорим об информационной архитектуре (далее - ИА ).

Для нетерпеливых или тех, у кого мало времени: итоги вкратце и интересные ссылки в конце текста.

Начнем с очевидностей.
Очевидность #1: Информация нужна людям, чтобы принимать решения.
Очевидность #2: Информация может быть:

  • Неполной – ее не хватает для удовлетворения информационных запросов пользователя;
  • Некорректной – она не соответствует действительности;
  • Избыточной – ее слишком много и/или она слишком сложна для восприятия пользователем;
  • Нерелевантной – ее хватает, она корректна, достаточно проста для восприятия, но… бесполезна. В силу многих причин.
Очевидность #3: В любом из вышеперечисленных случаев вся работа над красотой, элегантностью и функциональностью интерфейсов представления информации теряют смысл. К примеру, при ложной информации идеальный интерфейс позволит пользователю быстро принять ложное решение.
Очевидность #4: Информация организована в некую структуру, которая имеет архитектуру.
Очевидность #5, итоговая: Если пользователь не находит нужную информацию или не воспринимает ее, заказчик или компания теряют прибыль.
В ходе работы UX-дизайнером в сфере ecommerce, я столкнулся с многообразием представлений об информационной архитектуре. Большей частью, ее воспринимают как один из несущественных аспектов проектирования взаимодействия. Как следствие, работе над информационной архитектурой не выделяется ни ресурсов, ни времени. В конечном итоге страдают пользователи, а компании теряют значительную долю доходов.

Пожалуй, это основная причина, побудившая меня написать статью, которую я предлагаю вашему вниманию. Она разбита на несколько глав, в которых я предлагаю рассмотреть следующие вопросы:

  • Что такое информационная архитектура как явление, ее место в общем процессе проектирования взаимодействия;
  • Какова специфика работы над информационной архитектурой для ecommerce;
  • Как мы принимаем решения. Немного психологии;
  • Как спроектировать информационную архитектуру на практике.
Рассказать подробно обо всем в рамках одной статьи – цель невыполнимая, поэтому прошу оставлять пожелания и вопросы в комментариях, и я постараюсь на все ответить в последующих частях.

Что ж, приступим.

Зачем работать над информационной архитектурой?

Все совпадения с реальными персонажами, сервисами
и продуктами – случайны.
Что случилось с Иваном Владимировичем
Иван Владимирович вернулся домой в полночь из-за того, что сильно задержался на работе. В принципе, он задерживался довольно часто. Это бы его не так сильно беспокоило, если бы не одно обстоятельство: ему под вечер сообщили, что их нового шефа завтра день рождения.

С самим подарком Иван определился довольно быстро: было известно, что из спиртного шеф отдает предпочтение хорошему рому. Но ситуация в целом складывалась безысходная. Многочисленные известные ему магазины элитного алкоголя были закрыты, а празднование начнется с самого утра. Судя по всему, придется воспользоваться интернет-магазином. Интернет Иван Владимирович недолюбливал и пользовался им в основном для чтения новостей. Скрепя сердце, он сел за свой ноутбук и приступил к поиску.

Его выбор остановился на магазине «Eliteboose.com», о котором он слышал, что самый лучший выбор спиртного. С первого взгляда Ивана Владимировича впечатлил стильный и аккуратный дизайн сайта.

Пробежав глазами по меню, он задумался. Ром не был одним из его любимых напитков, и разбирался он в нем, откровенно говоря, неважно. Если подумать, ром подпадает под любую из этих категорий, за исключением аперитива. После недолгого раздумья, Иван Владимирович решил перейти в «Подарки», как наиболее подходящий его нуждам пункт меню.

Он минут с 15 полистал предлагаемые продукты. К его разочарованию, рома в списке товаров не было. А предлагаемые подарки были далеки и от его нужд и от финансовых возможностей.

Уже сильно хотелось спать, но Иван Владимирович предпринял еще одну попытку, перейдя в другой пункт меню – «Для друзей». Среди многочисленного пива, водки и ликеров он наконец заметил и одинокий ром, притаившийся в конце списка. Бутыль Demo Anejo возможно была и неплохим выбором, но его смущало отсутствие выбора. Да и врял ли его шеф – руководитель департамента одного из ведущих банков страны - оценит подарок ценою всего лишь 13 долларов США.

Иван Владимирович вышел на балкон перекурить. Потом вернулся, сел за ноут и предпринял третью и последнюю попытку: выбрал пункт меню «Для застолья». И тут свершилось долгожданное чудо: он узрел впечатляющий список разнообразнейшего рома любой ценовой категории. Поразмышляв над списком пару минут, он добавил в корзину пятнадцатилетний ром Gran Demo Blender и с легкостью прошел процедуру заказа. Иван Владимирович был доволен собой но предчувствие колоссального недосыпа существенно отравляло настроение.

Утром Иван Владимирович окончательно убедился в оправданности своей нелюбви к интернет-магазинам. Выпив пару чашек кофе, он поклялся себе узнавать о предстоящих мероприятиях исключительно заранее, чтобы приобретать подарки в обычных магазинах спокойно и без стресса.

А теперь в цифрах

В вышеуказанной истории налицо проблема с ИА, пусть и утрированная. У Eliteboose.com мы видим нечетко очерченные и наименованные категории, неочевидную классификацию товаров по категориям.

Можем констатировать факт, что с Иваном Владимировичем магазину Eliteboose.com весьма повезло. Наш герой был а) достаточно упрям, чтобы не забить на идею купить ром в интернет-магазине, б) достаточно принципиален, чтобы не отказаться от покупки подарка в целом и в) достаточно инертным для того, чтобы уйти в конкурирующий интернет-магазин.

Но, полагаю, не будет сильно далеким от реальности предположение, что большая часть потенциальных покупателей оставила бы попытку найти нужный алкоголь в Eliteboose.com после первой, или уж точно после второй попытки. Таким образом, мы можем посчитать недополученный доход магазина.

Адаптируем подход Джареда Спула (Jared Spool) , который он использовал для расчета стоимости фрустрации пассажиров от проблем с юзабилити для транспортной компании Amtrak:

  1. Вычисляем идеальный потенциальный доход Iideal=a*b , где а и b – средний чек и кол-во потенциальных покупателей (лидов) в день
  2. Получаем совокупный недополученный доход Iforgone= Iideal -(Iideal *x/100) , где x – доля отказов от покупки в целом
  3. Узнаем стоимость ошибки в ИА IAcost= Iforgone *y/100, $3500*20/100 , где y – доля отказов по вине ИА.
Пример
Дано:
  1. Средний чек заказа – $100 ;
  2. кол-во потенциальных покупателей (лидов) в день – 50 ;
  3. доля отказов от покупки – 70% ;
  4. из них, по вине ИА – 20% .
Считаем:
  • Идеальный доход – $100*50=$5000 в день
  • Совокупный недополученный доход –$5000-($5000*70/100)=$3500 в день
  • Стоимость ошибки в ИА – $3500*20/100 = $700 в день
Делаем вывод:
Стоимость погрешностей в ИА - $700 в день, $21.000 в месяц или $252.000 дохода в год.

В случае с корпоративным ПО, потери в потраченном времени сотрудников будут ничуть не менее существенными.

Но прежде чем переходить к решению проблемы, резонно возникает следующий вопрос:
«А что мы понимаем под информационной архитектурой?»

Что такое информационная архитектура?

Возьмем среднестатистического сотрудника IT-предприятия и зададим вопрос: что такое информационная архитектура, и зачем она нужна? Среди ответов, которые мы получим, с вариациями могут быть следующие:
  • «Это то, как организована информация? Где и что находится?»;
  • «Что-то из юзабилити, для удобства пользования сайтом?»;
  • «Точно, карта сайта! Да, конечно это полезно… Я, правда, ею не пользуюсь»;
  • «Навигация, вроде… Ну, как по сайту перемещаться»;
Все ответы имеют отношение к действительности, но разные в плане понимания явления ИА. Но скорее всего все опрошенные согласятся, что хорошая ИА – это полезно, а плохая – вредно. Если спросить об этом своих клиентов, вариативность мнений возрастет в разы. А после изучения фундаментальных трудов по ИА станет очевидной истина, что существует несколько пониманий ИА даже в среде самих информационных архитекторов.


Ричард Сол Вурмен

Отец информационной архитектуры, Ричард Сол Вурмен (Richard Saul Wurman) , дает следующие определения информационной архитектуре:

  • «Нахождение и организация паттернов, присущих данным. Для того, чтобы делать сложное – простым»;
  • «Создание структуры или карты информации, чтобы позволить пользователям найти свой личный путь к знаниям»;
  • «Возникающая в XXIом веке профессия, фокусирующаяся на ясности, понимании человека и науке организации информации».
Питер Морвиль и Луи Розенфельд в классической работе по ИА «Информационная архитектура в интернете» приводят целых четыре определения:
  • Сочетание схем организации, предметизации и навигации, реализованных в информационной системе.
  • Структурное проектирование информационного пространства, способствующее выполнению задач и интуитивному доступу к содержимому.
  • Искусство и наука структурирования и классификации веб-сайтов и интрасетей с целью облегчения пользователям поиска информации и управления ею.
  • Развивающаяся дисциплина и сообщество практиков, ставящее своей задачей распространение принципов проектирования и архитектуры на цифровых просторах.
К Морвилю и Розенфельду присоединяется и Донна Спенсер , которая опирается на их определения в своей работе «Practical Guide to Information Architecture».

Несмотря на очень широкое понимание термина, было бы неплохо сформулировать определение и понимание ИА с точки зрения практика в проектировании взаимодействия.

Предлагаю следующее (которое не противоречило бы вышеуказанным подходам к пониманию ИА):
«ИА – это схема организации информации сайта»

Лаконично и весьма абстрактно. Измеряемые показатели качества ИА должны быть вполне конкретными:

  1. Скорость нахождения информации (KPI: кол-во шагов для нахождения информации или затраченное время);
  2. Качество найденной информации (KPI: качественный показатель соответствия информации ожиданиям пользователя, от 1 до 10).
Следует отметить, что ИА присутствует всегда, в любом приложении. Вопрос только в ее соответствии пониманию и потребностям пользователя.

Отсюда вопрос номер два:
Если она так важна, каким образом интегрировать работу над ИА в общий процесс проектирования взаимодействия?

Как работать над информационной архитектурой?

Мне близка точка зрения Дэна Саффера (Dan Saffer) , который в своей работе «Designing for Interaction» рассматривает четыре практических подхода к проектированию взаимодействия, которые я привожу ниже. Как целесообразно работать над ИА в рамках каждого из подходов?
A. Ориентированный на пользователя (User-centered)

Идея: Пользователю виднее

Фокус: Цели и нужды пользователя

Суть подхода: Дизайнер вовлекает пользователей в рабочий процесс, начиная с самого начала и в течение всего проекта. Постоянные консультации с пользователями, тестирование после каждого этапа проектирования. В случае конфликта мнений дизайнера и пользователя по поводу любого элемента интерфейса, мнение пользователя имеет абсолютный приоритет.

Где используется: крупные продуктовые компании, стартапы и digital-агентства.

Особенности: Подход может быть непригодным для сайтов, рассчитанных на большое количество пользователей и с широким позиционированием (т.к. в ходе исследования дизайнер будет опираться на мнение только узкого круга пользователей).

Место ИА: Ввиду специфики подхода - основного акцента на исследованиях - можно спокойно пустить в ход львиную долю инструментов ИА (детальнее про инструментарий напишу отдельно) без потери времени и бюджета. Самая затратная часть – набор исследуемых пользователей – оплачивается в любом случае т.к. они уже и так принимают участие в UX-исследованиях и тестированиях. Проектирование ИА будет идти по классической схеме сверху вниз.

Подпроцесс создания ИА


Заметка: метод исследования «Карточная сортировка» - далеко не единственный. Отличный сравнительный обзор методов исследования ИА описан Джимом Россом .

B. Ориентированный на деятельность (Activity-centered)

Идея: Отталкиваемся от задач пользователя.

Фокус: Деятельность пользователя.

Суть подхода: Деятельность состоит из действий и решений. Дизайнер исследует действия, которые пользователь делает и решения, которые ему нужно принять. Базируется на исследовании, но в меньшей степени, чем предыдущий подход. После этого формирует список задач, стоящих перед пользователем, и, основываясь на них, предлагает решение.

Где используется: Как стартапы, так и аутсорсинговые компании.

Особенности: Ввиду фокуса на тактических задачах пользователя (Зарегистрироваться, ввести пароль, уточнить параметры поиска) есть риск, что дизайнер не увидит за деревьями леса (купить продукт).

Место ИА: Также можно разрабатывать ИА во взаимодействии с пользователями без особых потерь времени и бюджета. Но нужно отталкиваться от задач пользователя, и того, какая информация должна помочь пользователю решить каждую конкретную задачу в ходе его деятельности. Только после этого будет иметь смысл переходить на более высокий уровень. Таким образом, проектирование ИА будет идти снизу вверх.

Подпроцесс создания ИА

C. Дизайн системы (Systems design)

Идея: Пользователь – часть окружающей его системы.

Фокус: Окружение пользователя.

Суть подхода: преимущественно аналитический подход. Дизайнер должен уделять основное внимание контексту использования сайта. Определяются и видоизменяются состояния системы, окружение, цели деятельности системы относительно окружения и отклики системы на внешние возмущения.

Где используется: Digital-агентства, крупные продуктовые компании.

Особенности: Целесообразно использовать только в тех случаях, когда создается сложный продукт или система продуктов. Как правило, подход требует работы целой группы проектировщиков и дизайнеров.

Место ИА: непосредственное исследование и проектирование ИА здесь заменяется работой над архитектурой системы, с иным инструментарием и подходами.

D. «Гениальный» дизайн (Genius design)

Идея: Дизайнер – всему голова.

Фокус: Собственное понимание дизайна, эвристики дизайна (примеры можно посмотреть у

Самым простым способом выяснить суть профессии для меня стало общение с соответствующими специалистами. Ниже приводятся некоторые высказывания информационных архитекторов.

Каждая цитата в какой-то мере помогает вникнуть в суть профессии информационного архитектора. Но всё-таки после проведения собственного исследования я пришёл к выводу, что ни одно из этих высказываний не даёт полного представления об интересующей профессии. Информационный архитектор занимает нишу между графическим дизайнером , веб-дизайнером , проектировщиком опыта взаимодействия , разработчиком главной страницы и экспертом по юзабилити (я написал отдельные статьи о перечисленных профессиях). Фактически, работа всех этих людей связана с общей тематикой - ориентированным на пользователя дизайном (см. pdf Джесси Джеймса Гарретта об элементах опыта взаимодействия). Со временем круг обязанностей каждого из этих специалистов стал вполне конкретным. В отличие от графического/веб-дизайнера, который подбирает цветовую гамму, оформление, текстуру и т. д. для передачи определённого сообщения, информационный архитектор смотрит на архитектуру сайта с более практической стороны. Он может задаться вопросами: «Сколько посетителей приходит на Ваш сайт?», «Как ПО помогает пользователю систематизировать информацию?», «Каким образом пользователь узнаёт об этом ПО?», «Помогает ли эта информация потребителю (т.е. как она стимулирует его к принятию решения)?».

Чтобы ответить на эти вопросы, информационный архитектор должен сконцентрироваться на таких аспектах, как целевая аудитория, относящиеся к веб-сайту технологии, данные, которые планируется представить на сайте и (желательно) результаты первых юзабилити-тестирований сайта.

Эволюция информационной архитектуры

Информационные архитекторы - больше, чем просто дизайнеры, проектировщики или менеджеры проекта. Информационные архитекторы должны при выполнении своей работы черпать вдохновение, сотрудничая со специалистами из разных отделов компании. Обычно они начинают карьеру с должности дизайнера или работают среди дизайнеров. В какой-то момент они заинтересовываются предъявляемыми к дизайну сайта техническими требованиями и начинают работать в этом направлении. Лучшие информационные архитекторы сотрудничают сразу с несколькими отделами, связывая воедино все компоненты сайта. Они похожи на градостроителей или даже на обычных архитекторов. Они имеют общее представление о том, как и что работает, но для более детального изучения отдельных аспектов работы системы им приходится выходить за границы своей области знания.

Возможно, Вы сами находитесь в похожей ситуации или думаете над тем, можно ли назвать Вас информационным архитектором, судя по выполняемым обязанностям. Если Вам не терпится сделать выводы, советую пройти тест « ?».

Реализация ваших идей по дизайну

Чтобы понять, как информационный архитектор управляет проектом, можно представить себе, что обычному архитектору предлагают поработать над зданием после того, как оно уже построено. Хотя такое предложение кажется смешным, сегодня оно зачастую актуально. Даже после того, как самые хорошо спроектированные здания построены, они всё ещё могут подвергаться изменениям. Стюарт Бренд освещает этот удивительный феномен в своей книге «Как учатся здания: что происходит после того, как они построены» (How Buildings Learn: What Happens After They’re Built). И снова, как бы абсурдно это ни звучало, мы обычно ставим информационных архитекторов в похожее положение - предлагаем им поработать над веб-сайтом после того, как другие самопровозглашённые информационные архитекторы уже его спроектировали. Это происходит потому, что большинство людей не знают о существовании альтернативы. Чем скорее Вы доверите свою идею дизайна проекта профессионалу, тем быстрее он претворит её в жизнь.

Учитывая всё сказанное, можно констатировать тот факт, что большинству проектов не требуется специалист, специализирующийся исключительно на информационной архитектуре . Это объясняется тем, что обязанности информационного архитектора схожи с задачами менеджера проекта, но не идентичны им. Профессиональный информационный архитектор необходим лишь в том случае, если Ваш сайт располагает большим количеством информации и особенно, если Вы предлагаете какой-нибудь необычный способ её обработки. Это актуально, если, к примеру, на Вашем сайте предлагается новый способ поиска книг.

    Информационная технология - Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники. В последнее время под … Википедия

    архитектура - (architecture): Набор элементов конструкции или описательных представлений, необходимый для такого описания объекта, чтобы он мог быть создан в соответствии с требованиями (с нужным качеством), а также обслуживаться в течение всего срока его… …

    Архитектура программного обеспечения - (англ. software architecture) это структура программы или вычислительной системы, которая включает программные компоненты, видимые снаружи свойства этих компонентов, а также отношения между ними. Этот термин также относится к… … Википедия

    Архитектура Балашихи - своими самыми ранними сохранившимися памятниками восходит к XVIII веку. К ним относятся православные храмы с некрополями и усадебные комплексы, находящиеся в настоящее время на территории города Балашиха, а также его городского округа (Московская … Википедия

    Архитектура и достопримечательности Перми - Архитектура и достопримечательности Перми. Содержание 1 Планировка и благоустройство 1.1 Первые планы города … Википедия

    Информационная модель - (изделия) – совокупность данных и отношений между ними, описывающая различные свойства реального изделия, интересующие разработчика модели и потенциального или реального пользователя. [ГОСТ 2.053 2006] Рубрика термина: Технологии Рубрики… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    Информационная безопасность (учебная программа) - У этого термина существуют и другие значения, см. Информационная безопасность (значения). Информационная безопасность это дисциплина, изучающая защиту целостности, доступности и конфиденциальности информации. «Информационная безопасность»… … Википедия

    Системная архитектура - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. В стандарте AN … Википедия

    Корпоративная информационная система - (КИС) управленческая идеология, объединяющая бизнес стратегию и информационные технологии. Корпоративная информационная система это масштабируемая система, предназначенная для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной… … Википедия

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 27033-1-2011: Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Безопасность сетей. Часть 1. Обзор и концепции - Терминология ГОСТ Р ИСО/МЭК 27033 1 2011: Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Безопасность сетей. Часть 1. Обзор и концепции оригинал документа: 3.2 архитектура (architecture): Базовая организация системы,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • , Питер Морвиль, Луис Розенфельд. Третье издание знаменитой книги Питера Морвиля и Луиса Розенфельда "Информационная архитектура в Интернете" станет незаменимым источником информации для всех, чья деятельность связана с… Купить за 989 руб
  • Информационная архитектура в Интернете , Розенфельд Л.. Третье издание знаменитой книги Питера Морвиля и Луиса Розенфельда "Информационная архитектура в Интернете" станет незаменимым источником информации для всех, чья деятельность связана с…