Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Что такое оператор присваивания в паскале. Операторы языка паскаль

Что такое оператор присваивания в паскале. Операторы языка паскаль

Оператором называется предложение языка программирования, задающее полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить. Основная часть программы на языке Турбо Паскаль представляет собой последовательность операторов. Разделителем операторов служит точка с запятой. Все операторы языка Турбо Паскаль можно разделить на две группы: простые и структурные.

Операторы, не содержащие никаких других операторов, называются простыми . К ним относятся операторы присваивания, безусловного перехода, вызова процедуры и пустой оператор.

Оператор присваивания

Оператор присваивания (:=) предписывает выполнить выражение, заданное в его правой части, и присвоить результат переменной, идентификатор которой расположен в левой части. Переменная и выражение должны быть совместимы по типу.

Оператор присваивания выполняется следующим образом: сначала вычисляется выражение в правой части присваивания, а затем его значение присваивается переменной, указанной в левой части оператора.

Например, для оператора

Rezult:=A div В;

сначала выполняется целочисленное деление значения переменной А на значение переменной В , а затем результат присваивается переменной Rezult .

Примеры применения оператора присваивания:

А := 8;

S:= A * В ;

Ostatok:= A mod B;

Ratio:= A / B;

Оператор безусловного перехода (go to)

Оператор безусловного перехода (go to) означает "перейти к" и применяется в случаях, когда после выполнения некоторого оператора надо выполнить не следующий по порядку, а какой-либо другой, отмеченный меткой оператор.

Напомним, что метка объявляется в разделе описания меток и может содержать как цифровые, так и буквенные символы.

При использовании оператора go to необходимо помнить, что областью действия метки является только тот блок, в котором она описана. Передача управления в другой блок запрещена.

Правила использования оператора безусловного перехода. Использование безусловных передач управления в программе считается теоретически избыточным и подвергается серьезной критике, так как способствует созданию малопонятных и трудно модифицируемых программ, которые вызывают большие сложности при отладке и сопровождении. Поэтому рекомендуется минимальное использование оператора go to с соблюдением следующих правил:

Следует стремиться применять операторы перехода (если кажется невозможным обойтись без них) для передачи управления только вниз (вперед) по тексту программы; при необходимости передачи управления назад следует использовать операторы цикла;

Расстояние между меткой и оператором перехода на нее не должно превышать одной страницы текста (или высоты экрана дисплея).

Пример применения оператора безусловного перехода:

label Metka; {в раздале описания меток описали метку с именем Metka }

begin {основная программа}

{операторы основной программы}

{операторы основной программы помеченные меткой}

Порядок выполнения работы

    Изучить теоретические сведения по теме: “Написание программы на Паскале с использованием операторов присваивания и безусловного перехода ”.

    Получить индивидуальное задание у преподавателя и разработать программу в соответствии с поставленной задачей.

    Показать работающую программу преподавателю.

    Ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

    Основные элементы программирования.

    Основные характеристики программы. Понятия языка, оверлеев, глобальных и локальных блоков.

    Операторы языка программирования Паскаль. Оператор присваивания. Формат, примеры.

    Оператор безусловного перехода. Формат, примеры. Основные правила использования

Лабораторная работа № 7

Написание программы на Паскале с использованием условных операторов и оператора выбора Case

Цель работы : формирование знаний и умений по работе с операторами языка. Приобретение навыков написания программ с использованием операторов присваивания и безусловного перехода.

Краткие теоретические сведения

Условные операторы

Условные операторы предназначены для выбора к исполнению одного из возможных действий (операторов) в зависимости от некоторого условия (при этом одно из действий может быть пустым, т. е. отсутствовать). В качестве условий выбора используется значение логического выражения.

В Турбо Паскале имеются два условных оператора: if и case.

Оператор условия if

Оператор условия if является одним из самых популярных средств, изменяющих естественный порядок выполнения операторов программы.

Он может принимать одну из следующих форм:

    if <условие> then <оператор1>

else <оператор2>;

    if <условие> then <оператор>;

В переводе с английского языка данные форматы можно определить как:

    ЕСЛИ<условие> ТО<оператор1> ИНАЧЕ<оператор2>

    ЕСЛИ<условие> ТО<оператор>

Оператор условия if выполняется следующим образом. Сначала вычисляется выражение, записанное в условии. В результате его вычисления получается значение булевского типа.

В первом случае, если значение выражения есть True (истина), выполняется <оператор1>, указанный после слова then (в переводе –“то”). Если результат вычисления выражения в условии есть False (ложь), то выполняется <оператор2> .

Во втором случае, если результат выражения True , выполняется <оператор>, если False - оператор, следующий сразу за оператором if . Операторы if могут быть вложенными .

Пример фрагмента программы с оператором условия if:

if Ch="N" then Parol:= True

else Parol:= False;

if Parol = True then

if X = 100 then Write("Пароль и код правильные")

Writeln("Ошибка в коде");

В данном примере с клавиатуры считывается значение переменной символьного типа Ch . Затем проверяется условие С h =" N " . Если оно выполняется, то переменной Parol булевского типа присваивается значение True , если условие не выполняется, False . Затем с клавиатуры считывается значение кода X . Далее оператор if проверяет условие Parol = True. Если оно имеет значение True , то выполняется проверка введенного пароля оператором if X=100 . Если условие Х=100 имеет значение True , то выводится сообщение "Пароль и код правильные", и управление в программе передается на оператор, следующий за словом end , если оно имеет значение False , выполняется составной оператор, стоящий после, слова else , который выводит на экран видеомонитора сообщение "Ошибка в коде", и вызывает стандартную процедуру Halt(1) для остановки программы.

Особенность применения оператора if . При использовании вложенных условных операторов может возникнуть синтаксическая неоднозначность, например:

if условие1 then if условие2 then <оператор1> else <оператор2>

Возникающая двусмысленность, к какому оператору if принадлежит часть else <оператор2>, разрешается тем, что служебное слово else всегда ассоциируется (связывается) с ближайшим по тексту служебным словом if, которое еще не связано со служебным словом else .

В связи с этим следует проявлять аккуратность при записи вложенных операторов условия.

Пример 1 . Составить программу, которая вычисляет частное двух целых чисел. В связи с тем, что делить на нуль нельзя, организовать контроль ввода данных.

Для контроля вводимых значений делителя используем оператор условного перехода if ... then ... else.

Текст программы может выглядеть следующим образом:

program Primer1;

А, В: integer;

Write("Введите значение делимого А: ");

Write("Введите значение делителя В: ");

if B=0 {Контроль ввода числа B }

then Writeln("Ha нуль делить нельзя") {Условие выполнено}

{Условие не выполнено}

Rezult:= А / В;

Writeln("Частное чисел ",А," и " ,В, " = ", Rezult);

Мы рассмотрели простейшие программы, написанные на Паскале в среде PascalABC.Net. Там мы производили арифметические действия над числами, а потом выводили их с помощью оператора write(или writeln). Но мы не использовали очень часто встречающегося в программировании оператора – присваивания. Так что это такое – присваивание?

Рассмотрим некоторые переменные M и N, имеющие определенные значения, скажем, M = 12, N = 34. Под каждую из этих величин компьютер выделяет отдельный участок памяти, представляющий собой некоторое количество ячеек, или битов (1 ячейка = 1 бит). Несколько чисел (или другой тип данных) не могут храниться в одном и том же месте памяти по той же причине, по которой два литра воды нельзя вместить в одну литровую банку.

Очень часто возникает необходимость сделать так, чтобы значение переменной M, равное 12, было удалено, а вместо этого стало равно значению переменной N, то есть 34. Что делает компьютер? Он находит место памяти, куда «спрятано» значение величины N, копирует его (число 34), возвращается к месту хранения M (равному 12), удаляет его значение и вставляет новое, то есть 34. В результате M = 12 превратилось в M = 34.

Присваивание – это запись данных в участок памяти компьютера, отведенной для значения величины M, тех данных, которые хранятся в другом участке памяти компьютера, где записано значение величины N.

Присваивание записывается как M:= N , означающее, что значение N переходит к M. Встает естественный вопрос: а что случилось с величиной N? Ничего, она просто как бы «поделилась» значением с переменной M, а сама не изменилась. Иногда новички в программировании думают, что переменные M и N меняются значениями, но это не так. Для иллюстрации этого явления рассмотрим задачу:

Задача. Дано числа: M = 12, N = 34. Поменять их значения местами.

Нам надо числу M присвоить 34, а числу N присвоить 12 (наоборот). Очень часто начинающие программисты пишут так:


В первой строчке кода M присваивается N, то есть M:= 34. Во второй строчке N присваивается M, но последняя переменная уже не равна 12, так как изменила свое значение в предыдущей строке на 34. Поэтому обе переменные окажутся равными 34. Для демонстрации напишем полностью код, который Вы должны переписать в среду программирования PascalABC.Net:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 var M, N: type integer;

Описание:

")" onmouseout="toolTip()">integer
; begin writeln ("Введите числа M и N:" <-- вводим 12 } write (" N = " ) ; readln (N) ; { <-- вводим 34 } M := N; { <== M присваивается N, поэтому M = 34 } N := M; { <== N присваивается M, поэтому N = 34 } end .

Запустите программу на выполнение; при запросе M введите 12, для N укажите 34 и нажмите Enter. Если всё сделано правильно, то Вы должны увидеть:

Введите числа M и N:
M = 12
N = 34
Результат:
M = 34 N = 34

Как видно из последней строчки, это не то, что мы хотели – поменять значения M и N местами.

Чтобы добиться правильного результата, надо зафиксировать первоначальное значение переменной M, например, s:= M ("запомнить" М, записав его значение в переменную s). В результате будем присваивать числу N не значение переменной M, которая уже изменилась, а использовать равную ей величину s:


В соответствии с последними изменениями, предыдущая программа примет вид:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 var M, N, s: type integer;

Описание:
Представляет 32-битовое целое число со знаком.

Диапазон значений: -2 147 483 648 .. 2 147 483 647 ")" onmouseout="toolTip()">integer
; begin writeln ("Введите числа M и N:" ) ; write (" M = " ) ; readln (M) ; { <-- вводим 12 } write (" N = " ) ; readln (N) ; { <-- вводим 34 } s := M; { <== запоминаем M, равное 12 } M := N; { M = 34, поскольку N = 34 } N := s; { N = 12, так как s = 12 } writeln ("Результат:" ) ; writeln (" M = " , M, " N = " , N) ; readln end .

Перепишите эту программу в PascalABC.Net и запустите (кнопка F9 на клавиатуре). Если ответ будет таким:

Введите числа M и N:
M = 12
N = 34
Результат:
M = 34 N = 12

то программа работает правильно. Как видно из последней строчки, значения чисел M и N поменялись местами.

Оператор присваивания

Этот оператор является одним из простейших, и наиболее используемым оператором языка. Он предназначен для определения нового значения переменной или значения, возвращаемого функцией. Общий вид оператора:

<имя> := <выражение>

Частным случаем выражения может быть константа или переменная.

Тип имени и выражения должны совпадать. Допускается только одно исключение: выражение целого типа, а переменная – вещественного.

При выполнении оператора вычисляется выражение, и полученный результат записывается в ячейку памяти, выделенную под переменную. Присваивание допускается для всех простых типов, для структурированных типов присваивание выполняется поэлементно. Нельзя использовать присваивание для файловых типов.

Ввод-вывод данных

Для ввода информации с клавиатуры и вывода ее на экран (стандартные устройства ввода-вывода) используются 4 оператора обращения к процедурам. Для ввода используются:

Read (<список параметров ввода>);

ReadLn (<список параметров ввода>);

В списке параметров указываются вводимые переменные. Во втором случае после ввода указанного количества параметров происходит переход на новую строку. Но, так как ввод с клавиатуры всегда должен заканчиваться переходом на новую строку, то именно для устройства ввода – клавиатуры, – эти операторы можно считать равнозначными. При вводе числовых значений их необходимо разделять хотя бы одним пробелом или переходом на новую строку.

Например, если в программе встретится оператор

то выполнение программы приостановится (будет индицироваться экран данных, стандартно черного цвета), пока не будет введена строка

0.28 32.5 1.0

Для вывода так же используются два оператора

Write (<список параметров вывода>);

WriteLn (<список параметров вывода>);

В списке параметров указываются выражения, в частности переменные и константы, например строковые:

WriteLn ("Сумма=",S," Произведение=",a*b);

Аналогично с вводом, после выполнения второго оператора осуществляется переход на новую строку. Оператор Write обычно используется при необходимости формирования одной строки с помощью нескольких операторов.

При выводе вещественные числа имеют 15 цифр мантиссы и 4 цифры порядка, а целые занимают место, равное количеству значащих цифр. Так, при выполнении операторов

Writeln (i,j,k);

на экране данных появится информация:

7.50000000000000Е-0001

Первая строка – это введенные с клавиатуры данные. Гораздо нагляднее использовать форматированный вывод . Здесь параметр выглядит следующим образом:

<выражение>:<количество выделяемых позиций>

При этом данное прижимается к правому краю. Вещественные числа в таком формате все равно будут выводится в экспоненциальной форме (с плавающей точкой). Только для вещественных чисел, чтобы использовать формат с фиксированной точкой , используется следующий общий вид:

< выражение>:<общее количество выделяемых позиций>:<количество позиций дробной части>

Внимание! Не путать общее количество выделяемых позиций с количеством позиций целой части вещественного числа!

Аналогично предыдущему примеру:

Writeln (i:4,j:4,k:4);

Writeln (x:7:3);

на экран будет выведена информация в более удобном для восприятия виде:

Необходимо обратить внимание: первая цифра при задании формата числа является общим количеством выделяемых позиций, в которых необходимо учитывать место под знак числа и десятичную точку.

Формат с двумя числами предназначен только для вещественных чисел в форме с фиксированной точкой.

Составной оператор

Все операторы Паскаля условно можно разбить на простые и структурные. Структурные включают в свой состав другие операторы. В частности, в условном операторе, операторе выбора и двух операторах цикла может быть записан только один внутренний оператор. Это ограничение можно обойти, если использовать операторные скобки или составной оператор. Он имеет следующий вид:

<оператор 1 >;

<оператор 2 >;

<оператор n >

Пример: вся программа состоит из одного составного оператора.

Пустой оператор

Пустой оператор никак не обозначается и не вызывает действий – это просто лишняя точка с запятой в программе. Предназначен он в качестве носителя метки, если ее необходимо поставить перед словом END в конце составного оператора или программы. Поэтому любой оператор может заканчиваться одной или несколькими точками с запятой.

Для сокращённой записи выражений в языке программирования С++ есть специальные операции, которые называются операциями присваивания. Рассмотрим фрагмент кода, с использованием операции присваивания.

Int value = 256; value = value + 256; // обычное выражение с использованием двух операций: = и + value += 256; // сокращённое эквивалентное выражение с использованием операции присваивания

В строке 2 переменной value присваивается значение 512, полученное в результате суммы значения содержащегося в переменной value с числом 256. В строке 3 выражение выполняет аналогичную операцию, что и в строке 2 , но выражение записано в упрощённом виде. В этом выражении присутствует операция присваивания со знаком плюс += . Таким образом, операция += суммирует значение переменной value co значением, которое находится правее: 256, и присваивает результат суммы этой же переменной. Как видно из примера оператор в строке 3 короче оператора в строке 2 , хоть и выполняет аналогичную операцию. Так что, если некоторую переменную нужно изменить, то рекомендуется использовать операции присваивания.

В С++ существует пять операций присваивания, не считая основную операцию присваивания: = .

  1. += операция присваивания-сложения;
  2. -= операция присваивания-вычитания;
  3. *= операция присваивания-умножения;
  4. /= операция присваивания-деления;
  5. %= операция присваивания-остатка от деления;

Договоримся называть операции присваивания через дефис, чтобы было понятно о какой именно операции идёт речь. В таблице 1 наглядно показаны примеры использования операторов присваивания в языке программирования С++.

Операции присваивания в С++
Операция Обозначение Пример Экв.пример Пояснение
операция присваивания-сложения += var += 16 var = var + 16 Прибавляем к значению переменной var число 16, результат суммирования сохраняется в переменной var
операция присваивания-вычитания -= var -= 16 var = var — 16 Вычитаем из переменной var число 16, результат вычитания сохраняется в переменной var
операция присваивания-умножения *= var *= 16 var = var * 16 Умножаем значение переменной var в 16 раз, результат умножения присваивается переменной var
операция присваивания-деления /= var /= 16 var = var / 16 Делим значение переменной var на 16, результат деления присваивается переменной var
операция присваивания-остатка от деления %= var %= 16 var = var % 16 Находим остаток от деления и сохраняем его в переменной var

Разработаем программу, которая будет использовать операции присваивания.

// assignment.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" #include using namespace std; int main(int argc, char* argv) { int value = 256; cout << "value = " << value << endl; value += 256; // сокращённое выражение с использованием операции присваивания - сложения cout << "value += 256; >> " << value << endl; value -= 256; // сокращённое выражение с использованием операции присваивания - вычитания cout << "value -= 256; >> " << value << endl; value *= 2; // сокращённое выражение с использованием операции присваивания - умножения cout << "value *= 2; >> " << value << endl; value /= 8; // сокращённое выражение с использованием операции присваивания - деления cout << "value /= 8; >> " << value << endl; system("pause"); return 0; }

Для начала в строке 9 была объявлена переменная value , и инициализирована значением 256. В строках 11, 13, 15, 17, прописаны операции присваивания – сложения, вычитания, умножения и деления соответственно. После выполнения каждой операции присваивания оператор cout печатает результат. Результат работы программы (см. Рисунок 1).

Value = 256 value += 256; >> 512 value -= 256; >> 256 value *= 2; >> 512 value /= 8; >> 64 Для продолжения нажмите любую клавишу. . .

Рисунок 1 – Операции присваивания в С++

На рисунке 1 наглядно показаны примеры выполнения операций присваивания, а также показан результат выполнения соответствующей операции присваивания.

Тип урока:

  • обучающий. Учащиеся знакомятся с новым оператором языка Паскаль;
  • повторение темы «Внутренняя память компьютера»;
  • закрепляющий приобретенные знания.

Тема урока: «Программирование на языке Паскаль. Оператор присваивания».

Цели:

  • Ввести понятие «Оператор присваивания».
  • Различать операции, допустимые для целых и вещественных чисел.
  • Правильно составлять и вычислять выражения с использованием оператора присваивания.
  • Писать программы для простейших задач.

Длительность урока: 1 час 30 минут.

ХОД УРОКА

Первый урок

1. Повторение темы предыдущего урока «Типы данных». Примеры использования одинаковых по звучанию слов, но имеющих разные смысловые значения.

Учитель и обучающиеся работают в форме «вопрос-ответ» (10 минут).

2. Учитель объясняет новую тему, используя мультимедийный урок-презентацию «Программирование на языке Паскаль. Оператор присваивания». Дается определение понятия «оператор присваивания», приводится общая и структурная форма оператора. Прежде, чем рассмотреть работу оператора присваивания, вспоминаем и повторяем тему «Оперативная память, свойства Оперативной памяти».

Сопровождается показом презентации. Приложение 1 (15 минут).

3. Обучающиеся работают самостоятельно, читая и конспектируя новую тему (урок-презентация предварительно записан на компьютеры обучающихся, вопросы для конспектирования определены учителем). Здесь же ученики могут познакомиться с текстами программ, в которых используется оператор присваивания Приложение 2 (20 минут).

Второй урок

4. Обучающиеся работают у доски, выполняя упражнения (12-15 минут).
1. Учитель проводит контроль знаний в форме теста. Программа-тест предварительно записывается на компьютеры обучающихся. Оценка выставляется программой. Приложение 5 (10 минут).
5. Ученики выполняют небольшую самостоятельную работу по карточкам, либо пишут и отлаживают программу на АЯП Паскаль, в которой используется оператор(ы) присваивания (учитель называет номера карточек с заданиями). За работу учащиеся получают оценку. Приложение 3 . Приложение 4 (15 минут).
Домашнее задание. Ученикам предлагается написать текст простой программы на АЯП Паскаль, в которой используется оператор(ы) присваивания (для тех учеников, которые не успели выполнить задание в классе).

Выводы:

  • Через блок 1 повторение темы предыдущего урока.
  • Через блоки 2, 3 и 4 дается и закрепляется новая тема «Оператор присваивания».
  • Через блоки 5 и 6 выполняется контроль знаний.

Программирование на языке Паскаль

Урок № 1 (2 часа). Переменные и константы. Оператор присваивания

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Новая тема.
  3. Домашнее задание.

Проверка домашнего задания.

2. Новая тема: «Переменныые и константы. Опреатор присваивания»

Переменная – это имя области памяти (размер области зависит от типа данных), в которой хранится значение, присвоенное переменной. Переменную можно сравнить с ящиком, в котором находится значение (лучшее сравнение с многоквартирным домом, т. к. из ящика можно извлечь что-то и это будет последним, т. е. ящик остаётся пустым, а переменная, даже если ею воспользовались, остаётся в области памяти.).
Константа – фиксированные одиночные числовые или текстовые значения, которые не могут изменяться в ходе выполнеия программы.
Оператор присваивания. Один из наиболее часто используемых операторов оператор присваивания. Общий вид оператора присваивания:

имя переменной:= выражение ;

Выражение может быть и конкретным значением (т.е. число целое или вещественное, например, 22 или 2.5, символьная величина: "ABC", логическая величина: TRUE или FALSE), и некоторым выражением (величины + операции над ними), результат которого будет присвоен переменной в левой части.

ПРИМЕРЫ:

PAG:= 10; (конкретное значение в виде числа);
X:= X + 1; (выражение);
C:= B; (имя переменной);
G:= ‘ПРИВЕТ‘; (конкретное значение символьное);
X:= (-A + SIN(Y) – 4 * B * X) / (2 * C); (математическое выражение);
Y:= TRUE; (конкретая логическая величина).

Отличие операции присваивания в математике и программировании.

В математике выражениеа = в означает, что вычисленные значения для а и в должны быть равными.
В программировании А:= В понимается так, что значение, хранимое в области памяти с именем В, помещается в область памяти с именем А. Поэтому обратное выражение
В:= А даёт другой результат.
Пример: в А и в В помещаются значения 5 и 9 соответственно.

А: = 5;
В: = 9

а) Результат операции А:= В;

б) Результат операции В:= А;

Далее ещё одно существенное различие между знаком равенства и оператором присваивания: А = А + 1;
В математике такое выражение просто бессмысленно, поскольку тождество ложно. Не существует таких числовых значений А, для которых оно было бы справедливо. В программировании это означает, что к значению, хранимому в ячейке А, прибавляется 1, и вновь получаемое значение заменяет старое в ячейке А. Например, если до выполнения этого оператора А имело значение 5, то после выполнения будет равно 6.

Следующее отличие: математическое выражение А + 9 – В = Х вполне обосновано и может означать, что при подстановке некоторых чисел вместо А и В в левую часть выражения вы получите Ч. В то же время в программировании это выражение лишено смысла, поскольку левая часть выражения должна содержать имя области памяти, которой присваивается значение, вычисляемое в правой части. Если же вы попытаетесь вставить такое выражение в свою программу, то получите сообщение об ошибке, поскольку имя переменной А + 9 – В не поймёт .

записать в общепринятой форме:

(– b + sqrt(sqr(b) – 4 * a * c))/(2 * a);
a/b * (c + d) – (a – b)/b/c + 1E – 8;

Список литературы:

  • В.Б. Попов «TURBO PASCAL для школьниковI», «Финансы и статистика», Москва, 1996 г.
  • А.А. Черно в «Конспекты уроков информатики в 9 – 11 классах», «Учитель», Волгоград, 2004.
  • Д.М. Златопольский «Я иду на урок информатики. Задачи по программированию, 7 – 11 классы», «Первое сентября», Москва, 2001.