Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Что такое GPS (Джипиэс)? Основные преимущества устройства. Где взять навигатор

Что такое GPS (Джипиэс)? Основные преимущества устройства. Где взять навигатор

Приветствую всех посетителей нашего портала! Тема сегодняшнего обзора – автомобильные навигаторы.

А если быть более точным – я, основываясь на собственном опыте, расскажу вам, как выбрать самый подходящий для вас вариант.

Поскольку навигатор давно уже перестал быть узкоспециализированным устройством, в статье будут затронуты отчасти близкие устройства – видеорегистраторы и планшетные компьютеры.

А сейчас давайте начнем краткий экскурс.

Что такое навигатор и зачем он нужен?

Как понятно из названия, навигатор предназначен для ориентирования на местности, построения маршрута по путевым точкам, сбора, анализа и отображения информации о текущем местоположении, а также о скорости, времени и прочих нужных и не очень параметрах.

Хочу отметить, что навигатор – это не столько железо и электроника, сколько софт. От начинки устройства будет зависеть точность отображения местоположения и частично – удобство использования, а без карт и специальной программы автомобильный навигатор в лучшем случае превратится в не самый удобный аудио- видеоплеер с довольно скромной автономностью.

Так вот, вернемся к началу. Все навигаторы используют для определения местоположения спутники. Некоторые, более продвинутые модели, умеют уточнять координаты по вышкам сотовой связи или wi-fi-точкам, но даже сейчас таких устройств не слишком много. Пользование навигатором является бесплатным, кроме случаев, когда используется мобильный интернет. Однако я бы назвал это все же условно бесплатным, т.к. за качественные карты придется заплатить довольно заметную сумму.

Компоненты и комплектация

Основные компоненты любого автонавигатора: GPS-чип – та самая антенна, которая принимает сигнал со спутника, процессор, обрабатывающий все данные, память (оперативная и постоянная), батарея и дисплей (распространены сенсорные устройства, однако порой находятся гибридные и кнопочные варианты). В комплекте с навигатором обычно поставляются крепления (как правило двух видов) и зарядное устройство. Нередко в этот список попадают гарнитуры, чехлы, фирменные брелки и прочая полезная мелочь.

Самая главная часть любого навигатора – антенна. Наилучшие результаты по точности позиционирования показывают чипы SiRFAtlasV и AtlasIV, с некоторым отставанием идут модули от MediaTek и RockChip, однако они могут похвастаться несколько большей экономичностью.

Для корректного определения координат навигатор должен уверенно ловить сигнал хотя бы трех, а лучше – 4-5 спутников, что в условиях городской застройки не самая простая задача. Я бы советовал выбирать устройства на базе чипов AtlasV или StarIII– даже в условиях мегаполиса они дают точность порядка 3-10 метров.

Классификация навигаторов

Ниже я попытаюсь разложить по полочкам все подвиды этих устройств, разделив их на несколько групп.

Так, по типу корпуса навигаторы бывают:

  • Моноблочными
  • С вынесенным GPS-модулем

Что подразумевает отделенный GPS-модуль?

К навигатору посредством специального кабеля присоединяется небольшой (размером поменьше спичечного коробка) модуль, в котором заключена (обычно герметично) антенна GPS-приемника. Такой вид навигаторов предпочитают выбирать дальнобойщики или владельцы крупногабаритных автомобилей – корпус авто сильно ухудшает прием сигнала, а маленькую коробочку можно без проблем вынести даже за пределы салона, улучшив качество соединения.

Различаются навигаторы и по типу крепления:

  • Предназначенные для крепления на зеркало заднего вида или заменяющие его
  • Имеющие универсальное крепление на присоске
  • Устанавливаемые вместо штатного бортового компьютера

Последняя категория несколько специфична ввиду узкой «специализации» каждого навигатора – обычно модель совместима всего с 2-3 автомобилями конкретной марки. Подробно останавливаться на них нет смысла – в целом функционал идентичен другим видам навигаторов и отличия заметны только в дизайне.

Помимо разделения по компоновке существует также разница и в операционных системах. Самые распространенные приведены ниже:

  • Windows Mobile
  • Windows CE
  • Symbian OS
  • Android OS

Навигаторы на базе этих систем занимают до 80% рынка, хотя отмечу, что в последние годы позиции всех без исключения ОС сдали в пользу Android-устройств.

Почему это важно?

Как я уже сказал, навигатор превратился в мультимедийное устройство: кино, игры, музыка, интернет, работа с файлами, нередко встречаются модели со встроенной камерой. А функционал подобных гаджетов напрямую зависит от количества доступных программ.

Устройства на базе WindowsMobile и WindowsCE довольно аскетичны. Помимо прямого предназначения навигаторы с этими ОС можно, конечно, использовать и для некоторых развлечений. Но урезанность системы и общая отсталость железа сильно подрезает крылья – ни видео в приличном качестве, ни удобного аудиоплеера, ни разнообразия программ и игр.

Symbian, которую продвигала Nokia, выглядит слегка успешнее в этом плане: все же игр под эту ОС было выпущено побольше. Правда, такие навигаторы если и есть в продаже, то довольно старых годов выпуска.

Кроме этого, конечно, есть разделение и по размерам, точнее – по диагонали дисплея.

Я бы условно распределил все навигаторы следующим образом :

  • Компактные (менее 5”)
  • Средние (от 5 до 7”)
  • Крупные (свыше 7”)

От диагонали зависит многое: не только более удобное отображение информации и простота ориентирования, но и автономность, прочность и нередко – качество приема.

В более крупный навигатор обычно устанавливают бОльшую по размерам антенну, однако увеличение диагонали и разрешения дисплея влечет за собой меньшую автономность и повышенные требования к процессору.

Оптимальный вариант для автомобиля – модели с диагональю в пределах 5-8”, и вот почему: такой навигатор обычно сбалансирован в плане функционал\цена и удобен в использовании – промахнуться мимо значка уже сложно, но его пока еще не приходится вылавливать на огромном экране, а при желании все настройки можно делать одной рукой. Кроме того, будучи закрепленным на лобовом стекле, такой навигатор практически не ухудшит обзор и не будет слепить ночью.

Карты

Обычно навигаторы поставляются с комплектом карт, но бывают исключения. Практически всё навигационное ПО и карты универсальны, поэтому могут быть установлены на многие модели устройств.

Самые распространенные карты на территории СНГ – Навител и Визиком. Очень хорошо зарекомендовал себя Яндекс.Навигатор, но для максимального комфорта пользователя желательно иметь интернет-подключение. Впрочем, для Android-навигаторов это не проблема.

Базу нужно регулярно обновлять, обычно достаточно скачивать новые версии примерно раз в полгода. Кроме того, карты распространяются в виде пакетов – можно скачать детализированную до самой захудалой проселочной дороги карту области или региона, в котором чаще всего планируете пользоваться устройством, а для остальной территории – схемы только самых крупных городов и развязок.

Дополнительный функционал

Приятным дополнением к обычным функциям станет возможность видеофиксации – многие модели современных навигаторов уже имеют встроенную камеру или разъем для подключения внешнего модуля.

Нередко можно встретить навигатор с функцией радар-детектора или наличием модуля GSM: установив обычную сим-карту мобильного оператора с соответствующим тарифом, можно пользоваться услугами интернет и получать актуальную информацию о пробках.

Некоторые GPS-навигаторы могут предоставлять данные о температуре за бортом и давлении воздуха, но, как мне кажется, это не слишком актуальный для водителя функционал, хотя его наличие, несомненно, обрадует.

Ценовая политика

В розничных магазинах цены на более-менее приличный навигатор с предустановленным комплектом карт начинаются от 100 долларов и стремятся порой к 5-6 сотням. Но частенько те же навигаторы можно найти в интернете за более скромную сумму. Например, недавний подарок для моего друга – довольно шустрый Android-навигатор, – обошелся мне всего лишь в 75 долларов при заказе на .

Отмечу, что стандартный набор карт на территории СНГ успешно заменяет Яндекс.Навигатор – крайне удобный интернет-сервис. А при наличии большого объема свободной памяти можно спокойно скачать все карты региона или даже страны через Wi-Fi-сеть, и использовать приложение в оффлайн-режиме.

Если не гнаться за универсальностью использования, неплохим вариантом станет покупка с предустановленными картами Навител (одного из лучших нави-сервисов на территории СНГ и Европы) на том же АлиЭкспресс. О дополнительном функционале, кроме пары простых игрушек вроде пасьянса, можно забыть, зато за скромные 60 долларов можно стать обладателем весьма неплохого устройства с предустановленными картами и хорошей точностью позиционирования.

Производители

Рынок уверенно держит пятерка лидеров: Garmin, Lexand, Navitel, Prestigio и Pallman. На просторах СНГ довольно популярными остаются фирмы EasyGo, GoClever и Mystery – их устройства довольно качественны и при этом доступны.

Отмечу, что Garmin и Navitel поставляют свои навигаторы со встроенными картами и соответствующим ПО, у остальных же производителей карты не включены в обязательную комплектацию. При желании можно найти версию подороже, но с картами, или (если предполагается пользоваться сторонним сервисом) взять «чистую» модификацию за несколько меньшую сумму, и установить все самостоятельно.

Но на этом производители не заканчиваются. Можно приобрести недорогой ноунейм-девайс и остаться вполне довольным покупкой. Производственные линии идентичны, и порой навигаторы с ценниками в 60 и 100 долларов отличаются исключительно фирменным шильдиком.

Что выбрать?

Мой совет будет таков: на данный момент актуальным будет навигатор на базе AndroidOS с диагональю дисплея в пределах 5-7”, антенной AtlasIV, AtlasV или StarIII и поддержкой SIM-карт. Такое устройство можно приобрести за довольно скромную сумму в 80-100 долларов, если делать покупку на зарубежных порталах. Прочие характеристики – исходя из собственного бюджета и потребностей.

По многолетнему опыту пользования навигаторами в самых различных условиях я сделал для себя вывод, что именно устройство на базе Android с возможностью подключения мобильного интернета будет оптимальным решением для большинства пользователей.

Конечно, вместо специализированного устройства можно использовать планшет или смартфон, но это будет уместно лишь в тех случаях, когда вам нужно знать общее направление или прикинуть расстояние, а точность позиционирования не критична.

Приятных покупок и удачных поездок, друзья!

Статья о том, как выбрать автонавигатор, на какие критерии прибора обратить внимание при его выборе. В конце статьи - видео ТОП 10 автомобильных навигаторов.

Содержание статьи:

Необходимость в установке автомобильных навигаторов многими водителями воспринимается не совсем однозначно. Не смотря на то, что известная полезность этих устройств в сочетании с приемлемой стоимостью говорит сама за себя, некоторые владельцы машин (особенно из маленьких городков) не осознают выгоды от наличия этого прибора в салоне автомобиля.

Чтобы преодолеть противоречия, следует не только более-менее разбираться в моделях автонавигатора, но и быть в курсе принципов его функционирования, а также уметь ориентироваться в возможностях, предлагаемых программным обеспечением.

Что такое навигатор


Нынешние портативные навигаторы - это своего рода специализированные мини компьютеры. Они принимают данные со спутников, после чего преобразовывают их в координаты местности, а затем соединяют полученные сведения с информацией из личной базы данных.

Главная задача навигатора – обеспечение легкого ориентирования на местности, в независимости от того, где Вы находитесь: в горах, в пустыне, в огромном мегаполисе или же путешествуете по просёлочным дорогам. Прибор определит Ваше местонахождение и покажет самый оптимальный маршрут дальнейшего передвижения.

Основные преимущества устройства


В принципе, в роли навигатора может выступить любой другой современный прибор, который способен принимать данные с навигационных спутниковых систем. Однако по комплексу качеств навигатор значительно обыгрывает своих косвенных соперников (смартфоны, планшеты и прочие устройства).

Основные преимущества навигатора:

  • высокая скорость и точность обработки данных;
  • высокая точность и надёжность приёма;
  • высокое качество комфортности и полноты баз данных;
  • высокая комфортность работы с устройством.
Следует отметить некоторые важные критерии, которые для многих покупателей могут быть решающими при выборе данного устройства.

К примеру, наличие в навигаторе двух модулей : стандартного GPS и российского ГЛОНАСС. Совместное функционирование этих систем навигации по определению координат Вашего автомобиля обеспечит на порядок большую точность, что особенно важно для пользователей северных регионов страны.

Быстродействующий высокопроизводительный процессор . Достаточно важно, чтобы прибор не только быстро предоставлял достоверные данные, но и оперативно реагировал на изменившиеся обстоятельства пользования.

Яркий экран с высоким разрешением . Вроде бы это пустяк, однако при естественном ярком освещении оперативно и качественно передать информацию водителю может лишь такой экран.

Наличие дополнительных опций . Имеется в виду применение прибора не только в роли развлекательного мультимедийного устройства, но и его использование для просмотра видео и фотосъёмки сложившейся обстановки на дороге. К примеру, для своевременного предупреждения о появлении на пути радаров ГИБДД.

Принцип работы устройства


Основой каждого навигатора служит чип, при помощи которого прибор принимает данные со спутникового комплекса. В настоящий момент на орбите Земли функционируют две такие системы: американская GPS и отечественная ГЛОНАСС. Не смотря на принятое десять лет назад решение о совместном совершенствовании в форме развития совместимости, нынешние устройства вынуждены и дальше поддерживать каждую из этих систем по-отдельности.

Правила функционирования спутниковых систем довольно просты. В надземном пространстве имеется шесть орбит, на каждой из них вращается четыре спутника, скорость которых составляет два оборота в сутки. Каждые 12,5 минут спутники передают полный пакет данных, а именно - сигналы точного времени, которые базируются на значении атомных часов. Эти сигналы и ловят приёмники, встроенные в навигаторах.

Точное расположение устройства на поверхности планеты электроника приёмника вычисляет по разнице между переданным в сигнале временем и реальным моментом приёма сигнала. Этот процесс обусловлен получением сигналов одновременно минимум от четырёх спутников.

Для принятия трансляции с каждого отдельно взятого спутника приёмник предоставляет отдельный канал, хотя чтобы одновременно поймать сигналы всех трансляторов со «своего» полушария, устройству достаточно иметь лишь 12 каналов. Но для более эффективной работы приёмника (как с прямыми, так и с отражёнными сигналами), как правило, устанавливают большее количество каналов – от 12 до 64.

Хотя максимальное число каналов не гарантирует лучшее качество устройства, тем не менее, это не последний критерий, на который следует обратить внимание, выбирая навигатор.

Время старта


Ещё одной из важных квалификаций принятия сигналов является необходимое время для «тёплого» и «холодного» старта навигационного устройства . Последний напрямую связан с принятием от спутниковой системы полностью новой порции данных, поэтому он может продлиться от пары секунд до тридцати минут. Как правило, это происходит во время первого подключения прибора, либо во время его включения после длительного перерыва пользования.

Так как процесс «Холодный старт» довольно дискомфортный, при выборе прибора необходимо выяснить, насколько долго навигатор может обойтись без питания, не воспользовавшись данной процедурой. А также уточнить, не отвечает ли прибор «холодным стартом» на непредвиденные обстоятельства, вызванные перебоями в получении данных со спутников.

«Тёплый старт» - время включения устройства после отсутствия питания или краткосрочной потери сигнала. За этот период (срок которого напрямую зависит от свойств навигатора) обновляется имеющаяся информация устройства.

И наконец, одной из самых главных характеристик приёма является точность определения скорости перемещения машины и её координат , а также частота обновления данных . На качество данных показателей влияют характеристики самого устройства, в частности поддержка устройством сигналов систем WAAS (США) или EGNOS (Европейский союз).

Дисплей и процессор навигатора


Часто для рядового покупателя важным критерием при выборе автомобильного устройства является его внешний вид, а основным показателем – характеристики дисплея.

Диагонали дисплея нынешнего автонавигатора варьируются от 3,5 до 7 дюймов, и практически все они поддерживают сенсорный ввод. Разрешение колеблется в более обширных границах: от 320 на 240 точек до 800 на 480 точек и выше.

Стоит заметить, что широкая диагональ не гарантирует широкую функциональность устройства. Размер и разрешение дисплея – это больше эстетическая характеристика.


То есть, Ваш выбор должен исходить из удобства пользования, а не из вышеперечисленных показателей. Если Вам более комфортно пользоваться устройством с крупной картинкой – выбирайте прибор с широкой диагональю. Если же главный критерий - простая установка и компактность устройства, можно ограничиться навигатором с небольшим, но высококачественным дисплеем.

Современные навигаторы несмотря на то, что имеют довольно узкую специализацию, включают в себя тот же набор технических квалификаций, что и любой современный компьютер: программную платформу, тип процессора (его частоту и объём памяти), а также набор универсальных опций.

Поэтому при выборе устройства, следует обратить внимание на частоту процессора (от которой зависит скорость расчётов и удобность работы с прибором), а также на свойства функционирования дополнительных мультимедийных опций .

Кроме того, немаловажную роль играет размер оперативной и рабочей памяти прибора . Особенно если в навигаторе отсутствует слот для флэш-карт, размер объёма последней является очень важной характеристикой, поскольку именно там будут храниться мультимедийные и картографические файлы.

Мультимедийные опции и операционная система


Сегодня фактически во всех моделях навигаторов есть мультимедийные функции, которые позволяют проигрывать музыку, выводить на дисплей текст, изображения, видеоролики и фильмы. Кроме того, некоторые виды устройств оснащены FM-трансмиттерами и FM- и ТВ-тюнерами.

Как и в любом компьютере, операционная система делает возможным программное функционирование навигатора. Современные виды приборов основаны на одной из трёх платформ: Google Android версий 2.1 – 4.0.4, фирменной ОС на основе Unix-ядра и Microsoft Windows CE версий 5 или 6.

Преимущества и недостатки каждой из этих систем аналогичны достоинствам и изъянам соответствующих операционных программ, которые устанавливают на смартфонах или карманных компьютерах.

Общие опции картографии


Без встроенного навигационного программного обеспечения навигатор нельзя назвать навигатором. Характеристики и нюансы функционирования этих программ в наивысшей степени оказывают влияние не только на конечное качество навигатора, но и на эффективность, а также на удобство его дальнейшей эксплуатации.

На сегодня вариантов программ навигации очень много. Как показывает практика, лучшими из них можно назвать такие программы, как Штурман, Автоспутник и Навител.

Ещё одним важным моментом является качество карт, которые Вам предлагает прибор. Поэтому перед покупкой важно проверить устройство на точность определения маршрута. Не забывайте, что удобность поиска адреса – это одно из важнейших достоинств приобретаемого навигатора.

В нынешнем навигационном программном обеспечении предусматривается не только автоматическое обновление и загрузка новых карт, но и предоставление достоверных данных о ситуациях на дорогах (пробки, аварии и прочие). Однако для функционирования последней опции у прибора должен быть налажен вход в Интернет.

Заключение

Чтобы не быть разочарованным в покупке, необходимо максимально верно сформулировать желаемые характеристики и возможности навигатора перед его приобретением. Если Вам требуется лишь навигатор, а все другие опции не являются необходимыми, следует присмотреться к устройствам бюджетного уровня - нет смысла переплачивать за навигатор, основной функцией которого является способность рассчитывать и прокладывать оптимальный маршрут перемещения. Если Вам интересны какие-либо дополнительные опции в устройстве, следует обратить внимание на приборы более высокого ценового диапазона.

Топ 10 автонавигаторов - в видео:

GPS-навигатор - устройство, которое получает сигналы глобальной системы позиционирования с целью определения текущего местоположения устройства на Земле. Устройства GPS обеспечивают информацию о широте и долготе, а некоторые могут вычислить и высоту.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Навигатор и видеорегистратор на Андроид

Субтитры

Устройство

Аппаратная часть

В GPS-навигаторе присутствуют несколько важных компонентов, от которых во многом зависит точность и качество работы прибора:

  • GPS-чипсет - набор микросхем, в котором процессор - самая важная часть. Процессор обеспечивает работу всего устройства, а также обрабатывает спутниковый сигнал, поступающий от GPS-модуля, вычисляя координаты.
  • GPS-антенна настроена на частоты, на которых передаются данные навигационных спутников.
  • Дисплей для отображения информации.
  • Оперативная память обеспечивает быстродействие навигатора.
  • Память BIOS обеспечивает связь аппаратной и программной части.
  • Встроенная Flash-память используется для хранения операционной системы, ПО и пользовательских данных.
  • Другие элементы платы - GPRS -модуль, Bluetooth -модуль, радиоприёмник и т. д. Наличие этих элементов зависит от архитектуры конкретной модели навигатора.
  • Разъёмы (внешние интерфейсы) - разъём внешнего питания, гнездо для подключения наушников, слоты для карт памяти и SIM-карт . Набор разъёмов зависит от особенностей конкретной модели навигатора.
Программная часть

В общем случае программная часть состоит из BIOS, операционной системы, программной оболочки, навигационных программ и дополнительных приложений.

  • BIOS - микропрограмма , обеспечивающая операционной системе доступ API к аппаратуре навигатора.
  • Операционная система - собственная ОС (как правило, на базе существующих) или ОС стороннего производителя. Наиболее популярная ОС стороннего производителя - Windows CE .
  • Программная оболочка, обеспечивающая удобную работу с программным обеспечением навигатора и содержащая необходимые библиотеки для корректной работы программ.
  • Навигационная программа - собственная разработка или ПО стороннего производителя. Наиболее популярные навигационные программы сторонних производителей - CityGuide , Навител Навигатор , Автоспутник , ПроГород и другие.
  • Дополнительные приложения - мультимедийные приложения, игры и другие программы, как правило, предустановленные производителем.

В навигаторах некоторых производителей отдельные элементы программной части могут быть объединены. Например, функции программной оболочки может выполнять операционная система, а дополнительные приложения входить состав навигационной системы.

Автомобильные навигаторы

Современные автомобильные навигаторы способны прокладывать маршрут с учётом организации дорожного движения и осуществлять адресный поиск. Они могут обладать обширной базой объектов инфраструктуры, которая служит для быстрого поиска пунктов общественного питания , автозаправочных станций , мест для стоянок и отдыха. Некоторые модели способны принимать и учитывать при прокладке маршрута информацию о ситуации на дорогах, по возможности избегая серьёзных транспортных заторов . Данные о пробках могут быть получены навигатором посредством мобильной связи (по протоколу GPRS), или из радиоэфира по каналам RDS диапазона .

Помимо GPS-навигаторов в продаже есть устройства, способные одновременно работать и с GPS, и с ГЛОНАСС . Массовое производство двухсистемных навигаторов началось в мае 2010-го года: в продаже одновременно появились навигаторы Lexand SG-555 и Explay GN-510. Сегодня модели с поддержкой ГЛОНАСС и GPS есть в продуктовых линейках Explay , Lexand , Prestigio , Prology и некоторых других торговых марок. Доля таких устройств в общем годовом объеме продаж навигаторов достигает 6,6 %.

Тест показал, что для поездок по Москве можно обойтись и односистемным навигатором. Но то, что навигаторы «Глонасс/GPS» работают точнее и надёжнее, подтвердилось на практике. Превосходящие характеристики двухсистемных устройств актуальны и в повседневной жизни - например, если вы хотите вовремя перестроиться для поворота на нужную полосу дороги.

Туристические навигаторы

Портативные туристические навигаторы предназначены для туризма (водного, горного, пешего) и активного отдыха. Как правило, такие навигаторы имеют противоударный и водонепроницаемый (по стандарту IPX7) корпус, способны работать и принимать спутниковый сигнал в самых сложных условиях густого леса и горной местности . Многие модели имеют возможность использования карт местности. Кроме того, они могут оснащаться дополнительными возможностями, которые могут пригодиться в дальнем походе, среди которых магнитный компас и барометрический высотомер .

Спортивные навигаторы

Используются на тренировках и во время соревнований спортсменами, занимающимися циклическими видами спорта на открытом воздухе (бег, лыжные гонки, велосипед). Обеспечивают совместную регистрацию параметров состояния организма спортсмена (частота сердечных сокращений) совместно с параметрами движения (траектория, скорость, пройденный путь, набор высоты). Исполнение - влагонепроницаемое, ударозащищённое, с минимальными габаритами и весом. Выполняются в корпусе наручных часов для ношения на руке, в прямоугольном корпусе для крепления на руль велосипеда. Оснащаются внешними датчиками (контактный датчик сердечных сокращений, датчик оборота педалей велосипеда, датчик шагов), которые обмениваются данными с основным прибором по радиоканалу. Могут оснащаться встроенным барометрическим альтиметром. Сообщают спортсмену требуемую информацию с помощью собственного дисплея, звуковыми и вибросигналами. Получают заранее подготовленное задание на тренировку (дистанция, темп движения, заданное направление движения, частота сердечных сокращений) из персонального компьютера. Записывают данные в собственную энергонезависимую память для последующей передачи в персональный компьютер для анализа тренировки или выступления и ведения спортивного дневника.

Карты в GPS-навигаторах

Наличие карты существенно улучшает пользовательские характеристики навигатора. Навигаторы с картами показывают положение не только самого приёмника, но и объектов вокруг него.

Все электронные GPS-карты можно поделить на два основных типа - векторные и растровые .

Растровые карты - это самый простой и доступный тип карт. Фактически это изображение местности, к которому привязываются географические координаты. Масштаб растровой карты напрямую зависит от исходного варианта; или это фотография со спутника, или отсканированная бумажная карта. В России лучше всего представлены растровые карты крупных городов, для других районов карты найти проблематично. Также есть проблема привязки координат карты к координатам, выдаваемым приёмником (проблема датума). На платформах Windows и Windows Mobile , для использования растровых карт, доступна популярная программа OziExplorer. Так же огромный массив растровых (фотографических и растеризованных векторных) карт и средства работы с ними, включая поддержку работы с GPS-приёмниками, предоставляют такие интернет-сервисы, как Карты Google , Яндекс.Карты , OpenStreetMap и др.

Векторные карты представляют собой базу данных, где хранится информация об объектах, их характеристиках и взаимном месторасположении, географических координатах и прочем. В картах могут храниться разнообразные характеристики местности: горы, реки, озера, впадины, дороги, мосты, уровни антропогенных загрязнений, типы растительности, расположение ЛЭП. Также многие подробные карты хранят множество таких объектов, как заправки, гостиницы, кафе и рестораны , стоянки, посты дорожной полиции, запрещённые к проезду зоны, достопримечательности и памятники , культурные артефакты, больницы.

Поскольку в них не содержится объёмных графических изображений, места в памяти они занимают гораздо меньше, чем растровые но работают медленнее. Безусловным преимуществом векторных карт является возможность осуществлять адресный поиск, а также поиск ближайших к заданной точке объектов инфраструктуры. Кроме того, векторные карты позволяют показывать разную детализацию объектов при отображении карты в разных масштабах.

Существуют навигационные системы, позволяющие пользователю дополнять карты навигатора своими собственными объектами.

В специализированных автомобильных GPS-навигаторах существует возможность прокладывать маршруты по векторной навигационной карте - с учётом дорожных знаков, разрешённых поворотов и даже дорожных пробок .

При подготовке туристических походов в ряде случаев разумным является рисование собственных карт района будущего путешествия. Такая карта рисуется с помощью специализированного векторного графического редактора - и может быть сохранена в векторном формате, пригодном для загрузки в GPS-приемник. Таким образом, количество и качество туристических карт для GPS также со временем растёт. Наиболее современные модели навигаторов позволяют загружать карты в растровых форматах (Garmin Oregon, Dakota и т. п.).

Навигатор – это специальное устройство, которое предназначено для определения своего местоположения с помощью глобальной спутниковой системы позиционирования. На сегодняшний день основными такими системами являются GPS и ГЛОНАСС.

Навигаторы дают пользователю сведения о широте и долготе, а также о высоте его нахождения. Однако такая информация больше подходит для специалистов, измеряющих землю. Обычному же пользователю такая информация покажется излишней, тем не менее, навигаторы все шире применяются именно в повседневной жизни.

Облегчает пользование навигатором то, что на дисплее устройства отображается карта местности и маршрут перемещения. По карте на экране можно визуально определить свое расположение относительно различных объектов (населенные пункты, улицы, дома и др.) и планировать маршрут движения.

Электронная карта

Где взять навигатор

Сегодня такой , как GPS-навигатор в смартфоне или планшете является необходимым и обязательным элементом. Встроенный в смартфоне навигатор принимает сигналы спутников, а программное обеспечение обрабатывает полученные данные и переводит в понятный для пользователя вид.

Однако в некоторых смартфонах и планшетах такая программа либо отсутствует, либо, имеющееся программное обеспечение, по какой-либо причине, не устраивает владельца девайса. В связи с этим постоянно разрабатывается и совершенствуется множество программ-навигаторов для бытового использования.

Эти навигаторы отличаются по управляющей операционной системе, назначению и функционалу . Установить навигатор на мобильное устройство можно, обратившись к специалисту или самостоятельно, найдя подходящее приложение в интернете (например, на Google Play). Приложения-навигаторы можно найти в интернете

Автонавигаторы

Кроме встроенных в мобильные устройства навигаторов широко распространены и специальные навигаторы для автомобилей. Автонавигаторы могут не только указывать местоположение и прокладывать маршрут, но и учитывать при этом ситуацию с заторами на дороге .

Использование автомобильного навигатора очень выручает при поездках в незнакомый город. Своевременные команды навигатора о поворотах, изменении скоростного режима, а также встроенная база пунктов питания, заправочных станций и другой инфраструктуры позволяет быстро, не теряя времени зря, достигнуть пункта назначения.

Спутниковая часть

Как говорилось выше, вторым компонентом процесса навигации являются спутниковые системы, сигналы которых получает прибор. Для правильной работы навигатора нужны сигналы с нескольких спутников, то есть чем больше спутников в настоящий момент над прибором, тем точнее будут данные позиционирования.

Поэтому, приобретая навигатор для автомобиля, стоит отдать предпочтение прибору, работающему как в американской системе GPS, так и в российской ГЛОНАСС . Ведь в этом случае количество «видимых» прибором спутников будет больше чем при использовании одной из систем.

Справочные картографические системы городов

Кроме навигаторов, очень упрощают ориентирование в городе такие сервисы как или другие. В этих сервисах отображается электронная карта населенного пункта, по которой можно проложить маршрут, измерить расстояние, узнать месторасположение и время работы различных учреждений, и многое другое.

GPS — это аббревиатура от английского названия Global Positioning System , что означает «система глобального позиционирования», или, в более правильном техническом переводе, — «глобальная система определения координат». Основные ее взаимодействующие элементы — это 24 космических спутника NavStar (запущены и принадлежат США) и миллионы приемников на поверхности Земли.

Работает система так: приемник ловит сигнал от 3 и более спутников, замеряет время задержки прохождения сигнала от каждого из них и автоматически рассчитывает свое местоположение — географические координаты: широту, долготу, а также высоту над уровнем моря. Эти данные процессор устройства соотносит с электронной картой, загруженной в память прибора. Благодаря этому пользователь видит на дисплее изображение географической карты, на которой показывается и двигается «точка» — это он сам со своим GPS-приемником.

1. Что представляют собой GPS-приемники, какие они бывают?
Это группа электронных приборов, которые объединяет только одно — наличие специального модуля для приема сигнала со спутников. По техническому же исполнению GPS-устройства могут быть очень разными. В зависимости от предназначения, GPS-навигаторы бывают автомобильные, морские, авиационные, портативные туристские, профессиональные геодезические.

Существуют и т. н. GPS-модули — устройства, содержащие только приемник, подключаемый к ноутбуку или КПК. Часто GPS модуль уже штатно на заводе встраивается в мультимедийную систему автомобиля. Также стоит упомянуть электронику со встроенным GPS-приемником: КПК, ноутбуки, сотовые телефоны, рации.

2. В чем заключаются особенности автомобильных GPS-навигаторов?

Прежде всего, это конструкция устройства. Автомобильные навигаторы представляют собой, чаще всего, моноблок на манер маленького телевизора, который ставится на кронштейне на торпедо или подвешивается на солнцезащитный козырек. Питание — от прикуривателя либо от собственного аккумулятора. Также стоит упомянуть простоту их интерфейса, специально «заточенного» под управление навигатором во время езды. Автомобильные GPS имеют мощный процессор, позволяющий быстро и без запозданий за движением машины «перерисовывать» и «двигать» карту на дисплее.

Одной из характерных функций автомобильных GPS является сопровождение голосовыми подсказками и автоматическое прокладывание маршрута с описанием вариантов и дорожной инфраструктуры.

Однако этот функционал в России пока недоступен — все это начинает действовать только на территории Европы и Скандинавии. Единственным исключением являются Москва и Подмосковье, где маршрутизация и подсказки работают. (Правда, по утверждению пользователей, в несколько недоработанном виде).

3. Почему в России автомобильная навигация функционирует не так полноценно, как в Европе?

Все дело — в электронных картах. Именно они дают возможность реализовать функции навигатора. Для России же такие карты пока не созданы. На отечественных картах автопутешественник может видеть только типы дорог и населенные пункты. Хотя, по разным сведениям, работы уже ведутся, и возможно, полнофункциональные российские карты скоро появятся.

4. Какова точность GPS-навигации?

Сам навигатор, по заявлениям производителей, определяет местоположение с точностью до 3-5 м. Однако очень многое тут зависит от числа спутников, которые «видят» прибор и, опять-таки, от электронных карт. Дело в том, что в России для гражданского использования разрешены карты масштабом не крупнее чем 1:1000, т. е. в 1 см карты — 1 км местности. На практике же это значит, что 100 м будут умещаться в 1 мм на экране.

Впрочем, для автомобильных путешествий такой масштаб карт и точность навигации вполне приемлемы, ведь на машине ездят за многие сотни километров.

5. Легальны ли GPS-навигаторы?

Любительские GPS-приемники у нас не запрещены. Изделия допущены к свободной продаже.

6. Не нужно ли регистрировать прибор, получать лицензию на пользование?

Нет. Любительским GPS-навигатором можно пользоваться без всяких допусков. Лицензия требуется только на высокоточное профессиональное GPS-оборудование. Впрочем, оно слишком дорогое, сложное в пользовании, довольно громоздкое и обычному человеку, в принципе, ни к чему.

7. Взимается ли абонентская плата за пользование GPS-навигацией?

Никакой платы нет. После покупки прибора все дальнейшее его использование абсолютно бесплатно.

8. Кто производит автомобильные GPS-навигаторы?

В мире производителей такого оборудования очень много. Из представленных на нашем рынке брендов можно назвать американские Garmin и Magellan, голландский TomTom, российский «Глобал Ориент» (GPS-модули) и тайваньский Novogo.
Электронный Сусанин // 13 вопросов об автомобильной GPS-навигации Электронный Сусанин // 13 вопросов об автомобильной GPS-навигации

9. Сколько стоят такие GPS?

От $300 до 700. На цену навигатора влияет, прежде всего, его функциональность. Это объем памяти, от которого зависит количество загружаемых карт, мощность процессора, отвечающая за быстродействие и поддержку трехмерных карт, наличие сенсорного экрана, русификация меню, поддержка голосовых подсказок. Помимо этого, цена зависит от производителя: так, тайваньские навигаторы дешевле примерно на $50-100.

10. Где брать электронные карты для загрузки информации?

Практически всегда они продаются там же, где и сами навигаторы. Дополнительным источником приобретения может быть Интернет.

11. Поможет ли GPS-навигатор проехать от Петербурга до Владивостока?