Сайт о телевидении

Сайт о телевидении

» » Что такое директива препроцессора c. Препроцессорные директивы

Что такое директива препроцессора c. Препроцессорные директивы

Последнее обновление: 22.05.2017

Препроцессор является обязательным компонентом компилятора языка Си. Препроцессор обрабатывает исходный текст программы до ее непосредственной компиляции. Результатом работы препроцессора является полный текст программы, который передается на компиляцию в исполняемый файл.

Для управления препроцессором применяются директивы, каждая из которых начинается с символа решетки # и располагается на отдельной строке. Препроцессор просматривает текст программы, находит эти директивы и должным образом обрабатывает их.

Мы можем использовать следующие директивы:

    #define : определяет макрос или препроцессорный идентификатор

    #undef : отменяет определение макроса или идентификатора

    #ifdef : проверяет, определен ли идентификатор

    #ifndef : проверяет неопределенности идентификатор

    #include : включает текст из файла

    #if : проверяет условие выражение (как условная конструкция if)

    #else : задает альтернативное условие для #if

    #endif : окончание условной директивы #if

    #elif : задает альтернативное условие для #if

    #line : меняет номер следующей ниже строки

    #error : формирует текст сообщения об ошибке трансляции

    #pragma : определяет действия, которые зависят от конкретной реализации компилятора

    # : пустая директива, по сути ничего не делает

Рассмотрим основные из этих директив.

Директива #include. Включение файлов

Ранее уже использовалась директива #include . Эта директива подключает в исходный текст файлы. Она имеет следующие формы применения:

#include <имя_файла> // имя файла в угловых скобках #include "имя_файла" // имя файла в кавычках

Например, если нам надо задействовать в приложении консольный ввод-вывод с помощью функций printf() или scanf() , то нам надо подключить файл "stdio.h", который содержит определение этих функций:

#include

При выполнении этой директивы препроцессор вставляет текст файла stdio.h. Данный файл еще называется заголовочным. Заголовочные файлы содержат прототипы функций, определения и описания типов и констант и имеют расширение .h .

Поиск файла производится стандартных системных каталогах. Вообще есть стандартный набор встроенных заголовочных файлов, который определяется стандартом языка и которые мы можем использовать:

    assert.h : отвечает за диагностику программ

    complex.h : для работы с комплексными числами

    ctype.h : отвечает за преобразование и проверку символов

    errno.h : отвечает за проверку ошибок

    fenv.h : для доступа к окружению, которое управляет операциями с числами с плавающей точкой

    float.h : отвечает за работу с числами с плавающей точкой

    inttypes.h : для работы с большими целыми числами

    iso646.h : содержит ряд определений, которые расширяют ряд логических операций

    limits.h : содержит предельные значения целочисленных типов

    locale.h : отвечает за работу с локальной культурой

    math.h : для работы с математическими выражениями

    setjmp.h : определяет возможности нелокальных переходов

    signal.h : для обработки исключительных ситуаций

    stdalign.h : для выравнивания типов

    stdarg.h : обеспечивает поддержку переменного числа параметров

    stdatomic.h : для выполнения атомарных операций по разделяемым данным между потоками

    stdbool.h : для работы с типом _Bool

    stddef.h : содержит ряд вспомогательных определений

    stdint.h : для работы с целыми числами

    stdio.h : для работы со средствами ввода-вывода

    stdlib.h : содержит определения и прототипы функций общего пользования

    stdnoreturn.h : содержит макрос noreturn

    string.h : для работы со строками

    tgmath.h : подключает math.h и complex.h плюс добавляет дополнительные возможности по работе с математическими вычислениями

    threads.h : для работы с потоками

    time.h : для работы с датами и временем

    uchar.h : для работы с символами в кодировке Unicode

    wchar.h : для работы с символами

    wctype.h : содержит дополнительные возможности для работы с символами

Однако стоит отметить, что в различных средах к этому набору могут добавляться дополнительные встроенные заголовочные файлы для тех или иных целей, например, для работы с графикой.

Кроме стандартных заголовочных файлов мы можем подключать и свои файлы. Например, в той же папке, где находиться главный файл программы, определим еще один файл, который назовем main.c . Определим в нем следующий код:

Int number = 5;

Здесь просто определена одна переменная. Теперь подключим этот файл в программу:

#include #include "main.c" int main(void) { printf("%d", number); // 5 return 0; }

При подключении своих файлов их имя указывается в кавычках. И несмотря на то, что в программе не определена переменная number, она будет браться из подключенного файла main.c. Но опять же отмечу, важно, что в данном случае файл main.c располагается в одной папке с главным файлов программы.

В то же время данный способ прекрасно работает в GCC. Но для разных сред программирования способ подключения файлов может отличаться. Например, в Visual Studio мы получим ошибку. И более правильный подход будет состоять в том, что определить объявление объекта (переменной/константы) или функции в дополнительном заголовочном файле, а определение объекта или функции поместить в стандартный файл с расширением .c .

Например, в нашем в файле main.c уже есть определение переменной number. Теперь в ту же папку добавим новый файл main.h - файл с тем же названием, но другим расширением. И определим в main.h следующий код:

Extern int number;

Ключевое слово extern указывает, что данный объект является внешним. И в этом случае мы могули бы его подключить в файл исходного кода:

#include #include "main.h" // объявление или описание объекта #include "main.c" // определение объекта int main(void) { printf("%d", number); return 0; }

Этот пример также будет работать в GCC, однако как уже было рассмотрено выше, подключение файла main.h для GCC необязательно.

Если разработка ведется в Visual Studio , то определение объекта не надо подключать исходный файл:

#include #include "main.h" // объявление или описание объекта int main(void) { printf("%d", number); return 0; }

Несмотря на то, что здесь явным образом не подключается файл main.c, но при трансляции Visual Studio через заголовочный файл main.h сможет подключить находящийся в той же папке файл main.c.

В этой статье мы продолжим постигать искусство программирования на языке С++. На этом этапе обучения пора познакомится с такими вещами, как директивы препроцессора. Забегая наперед скажу, что в предыдущих уроках мы уже использовали директиву #include , которая служит для подключения заголовочных файлов.

Вначале дадим определение, что такое препроцессор. Компиляция любой программы происходит в несколько этапов, при чем один из первых — обработка препроцессором. Если говорить простыми словами, то препроцессор это такая программа, которая считывает исходный код программы и на основе директив изменяет его. Схематически весь процесс сборки программы можно представить следующим образом.

Как видно перед самой компиляцией исходный текст программы обрабатывает препроцессор, давайте познакомимся с его инструкциями поближе.

Начнем с директивы #include, которая заменяется препроцессором на содержимое следующего за ней файла. Пример использования #include:

#include

#include «header2.h»

Если имя файл заключено в угловые скобки, то препроцессор ищет файл в предопределенном месте. Использование двойных скобок предполагает подключение файла с того же каталога, где лежит исходный код компилируемой программы. Стоит также заметить, что подключаемые файлы также могут содержать в себе директивы препроцессора, в частности директиву #include, поэтому могут возникнуть проблемы с многократным подключением одного и того же файла. Для избежания подобного рода путаницы были введены условные директивы, давайте рассмотрим пример их использования:

#ifndef CUCUMBLER_H

#define CUCUMBLER_H

/* содержимое файла cucumbler.h */

Директива #ifndef выполняет проверку не была ли определена константа CUCUMBLER_H ранее, и если ответ отрицательный, то выполняется определение данной константы, и прочего кода, который следует до директивы #endif. Как не сложно догадаться директива #define определяет константу CUCUMBLER_H. В данном случае подобный кусок кода помогает избежать многократного включения одного и того же кода, так как после первого включения проинициализируется константа CUCUMBLER_H и последующие проверки #ifndef CUCUMBLER_H будут возвращать FALSE.

Директива #define широко применяется и при отладке программы.

#include

#include

#include

using namespace std;

cout << "Начало функции main()\n";

vector text_array;

while (cin >> text)

cout << "Прочитан текст: " << text << "\n";

text_array.push_back(text);

Если константа IN_DEBUG не задана, то препроцессор сгенерирует следующий исходник:

#include

#include

#include

using namespace std;

vector text_array;

while (cin >> text)

text_array.push_back(text);

Но если определить IN_DEBUG, то текст программы кардинальным образом поменяется

#include

#include

#include

using namespace std;

cout << "Начало функции main()\n";

vector text_array;

while (cin >> text)

cout << "Прочитан текст: " << text << "\n";

text_array.push_back(text);

Задать препроцессорную константу можно прямо из консоли. Например для компилятора g++ применяется следующий формат

Заголовочные файлы включаются в текст программы с помощью директивы препроцессора #include. Директивы препроцессора начинаются со знака "диез" (#), который должен быть самым первым символом строки. Программа, которая обрабатывает эти директивы, называется препроцессором (в современных компиляторах препроцессор обычно является частью самого компилятора).
Директива #include включает в программу содержимое указанного файла. Имя файла может быть указано двумя способами:

#include #include "my_file.h"

Если имя файла заключено в угловые скобки (<>), считается, что нам нужен некий стандартный заголовочный файл, и компилятор ищет этот файл в предопределенных местах. (Способ определения этих мест сильно различается для разных платформ и реализаций.) Двойные кавычки означают, что заголовочный файл - пользовательский, и его поиск начинается с того каталога, где находится исходный текст программы.
Заголовочный файл также может содержать директивы #include. Поэтому иногда трудно понять, какие же конкретно заголовочные файлы включены в данный исходный текст, и некоторые заголовочные файлы могут оказаться включенными несколько раз. Избежать этого позволяют условные директивы препроцессора . Рассмотрим пример:

#ifndef BOOKSTORE_H #define BOOKSTORE_H /* содержимое файла bookstore.h */ #endif

Условная директива #ifndef проверяет, не было ли значение BOOKSTORE_H определено ранее. (BOOKSTORE_H - это константа препроцессора; такие константы принято писать заглавными буквами.) Препроцессор обрабатывает следующие строки вплоть до директивы #endif. В противном случае он пропускает строки от #ifndef до # endif.
Директива

#define BOOKSTORE_H

определяет константу препроцессора BOOKSTORE_H. Поместив эту директиву непосредственно после директивы #ifndef, мы можем гарантировать, что содержательная часть заголовочного файла bookstore.h будет включена в исходный текст только один раз, сколько бы раз ни включался в текст сам этот файл.
Другим распространенным примером применения условных директив препроцессора является включение в текст программы отладочной информации. Например:

Int main() { #ifdef DEBUG cout << "Начало выполнения main()\n"; #endif string word; vector text; while (cin >> word) { #ifdef DEBUG cout << "Прочитано слово: " << word << "\n"; #endif text.push_back(word); } // ... }

Если константа DEBUG не определена, результирующий текст программы будет выглядеть так:

Int main() { string word; vector text; while (cin >> word) { text.push_back(word); } // ... }

В противном случае мы получим:

Int main() { cout << "Начало выполнения main()\n"; string word; vector text; while (cin >> word) { cout << "Прочитано слово: " << word << "\n"; text.push_back(word); } // ... }

Константа препроцессора может быть определена в командной строке при вызове компилятора с помощью опции -D (в различных реализациях эта опция может называться по-разному). Для UNIX-систем вызов компилятора с определением препроцессорной константы DEBUG выглядит следующим образом:

$ CC -DDEBUG main.C

Есть константы, которые автоматически определяются компилятором. Например, мы можем узнать, компилируем ли мы С++ или С программу. Для С++ программы автоматически определяется константа __cplusplus (два подчеркивания). Для стандартного С определяется __STDC__. Естественно, обе константы не могут быть определены одновременно. Пример:

#idfef __cplusplus // компиляция С++ программы extern "C"; // extern "C" объясняется в главе 7 #endif int main(int,int);

Другими полезными предопределенными константами (в данном случае лучше сказать переменными) препроцессора являются __LINE__ и __FILE__. Переменная __LINE__ содержит номер текущей компилируемой строки, а __FILE__ - имя компилируемого файла. Вот пример их использования:

If (element_count == 0) cerr << "Ошибка. Файл: " << __FILE__ << " Строка: " << __LINE__ << "element_count не может быть 0";

Две константы __DATE__ и __TIME__ содержат дату и время компиляции.
Стандартная библиотека С предоставляет полезный макрос assert(), который проверяет некоторое условие и в случае, если оно не выполняется, выдает диагностическое сообщение и аварийно завершает программу. Мы будем часто пользоваться этим полезным макросом в последующих примерах программ. Для его применения следует включить в программу директиву

#include

assert.h - это заголовочный файл стандартной библиотеки С. Программа на C++ может ссылаться на заголовочный файл как по его имени, принятому в C, так и по имени, принятому в C++. В стандартной библиотеке С++ этот файл носит имя cassert. Имя заголовочного файла в библиотеке С++ отличается от имени соответствующего файла для С отсутствием расширения.h и подставленной спереди буквой c (выше уже упоминалось, что в заголовочных файлах для C++ расширения не употребляются, поскольку они могут зависеть от реализации).
Эффект от использования директивы препроцессора #include зависит от типа заголовочного файла. Инструкция

#include

включает в текст программы содержимое файла cassert. Но поскольку все имена, используемые в стандартной библиотеке С++, определены в пространстве std, имя assert() будет невидимо до тех пор, пока мы явно не сделаем его видимым с помощью следующей using-директивы:

Using namespace std;

Если же мы включаем в программу заголовочный файл для библиотеки С

#include

то надобность в using-директиве отпадает: имя assert() будет видно и так. (Пространства имен используются разработчиками библиотек для предотвращения засорения глобального пространства имен. В разделе 8.5 эта тема рассматривается более подробно.)

Директивы препроцессора языка си

Препроцессор языка Си – это программа, выполняющая обработку входных данных для другой программы. Препроцессор языка Си просматривает программу до компилятора, заменяет аббревиатуры в тексте программы на соответствующие директивы, отыскивает и подключает необходимые файлы, может влиять на условия компиляции. Директивы препроцессора не являются в действительности частью языка Си. Препроцессор включает в себя следующие директивы:

Определение

Назначение

Определение макроса

Отмена определения макроса

Включение объекта-заголовка

Компиляция, если выражение истинно

Компиляция, если макрос определен

Компиляция, если макрос не определен

Компиляция, если выражение в ifложно

Составная директива else/if

Окончание группы компиляции по условию

Замена новым именем строки или имени исходного файла

Формирование ошибок трансляции

Действие определяется реализацией

Null- директива

Директива # define

Директива # define вводит макроопределение или макрос. Общая форма директивы следующая:

# define ИМЯ_МАКРОСА последовательность_символов

Последовательность символов называют еще строкой замещения. Когда препроцессор находит в исходном файле имя_макроса (просто макрос), он заменяет его на последовательность_символов.

Можно отменить определение макроса директивой # undef:

# undef имя_макроса

Данная строка удаляет любую ранее введенную строку замещения. Определение макроса теряется и имя_макроса становится неопределенным.

К примеру, можно определить МАХ как величину 100:

Это значение будет подставляться каждый раз вместо макроса МАХ в исходном файле, Можно также использовать макрос вместо строковой константы:

#defineNAME“TurboC++”

Если последовательность символов в директиве не помещается в одной строке, то можно поставить в конце строки \ и продолжить последовательность на другой строке. Среди программистов принято соглашение, что для имен макросов используются прописные буквы, так как их легко находить в программе. Также все директивы #defineлучше помещать в начало программы.

Директива # define имеет еще одну важную особенность: макрос может иметь аргументы. Каждый раз, когда происходит замена, аргументы заменяются на те, которые встречаются в программе.

Пример : #define MIN(a, b) ((9a)<(b)) ? (a) : (b)

printf(“Минимум из x и y “ % d, MIN(x ,y));

printf(“Минимум из a и b “ % d, MIN(n ,m));

Когда программа будет компилироваться, в выражение, определенное MIN(a,b) будут подставлены соответственноxиyилиmиn. Аргументыaиbзаключены в круглые скобки, так как вместо них может подставляться некоторое выражение, а не просто идентификатор.

Например, printf(“Минимум “ %d,MIN(x*x,x));

Директива # error

Имеет вид: # error сообщение_об_ошибке

Эта команда прекращает компиляцию программы и выдает сообщение об ошибке.

Директивы условной компиляции

К данным директивам относятся: # if , # else , # elif , # endif .

Данные директивы производят выборочную компиляцию программы. Если выражение, следующее за #if, истинно, то коды, заключенные между #ifи #endif, будут компилироваться. В противном случае они при компиляции будут пропущены. Выражение, следующее за #if, проверяется во время компиляции, поэтому оно может содержать только константы и макросы, которые прежде определены. Переменные здесь не могут использоваться.

Директива # else используется так же, как иelseв языке Си.

Пример: Использование условной компиляции.

# include

# define MAX 100

printf(“ MAX равно %d \n”, MAX);

Директива # elif используется для организации вложенной условной компиляции. Форма использования ее следующая:

#if<выражение>

последовательность операторов

#elif<выражение 1>

последовательность операторов

#elif<выражение 2>

последовательность операторов

…………………………………..

Другой метод условной компиляции состоит в использовании директив # ifdef и# ifndef . Основная форма использования этих директив следующая:

# ifdef ИМЯ_МАКРОСА

# endif

и соответственно

# ifndef ИМЯ_МАКРОСА

последовательность операторов

# endif

Если макрос определен, то при использовании # ifdefкомпилируется соответствующая последовательность до операторов #endif. Если же макрос не определен или был отменен директивой #undef, то соответствующая последовательность операторов игнорируется компилятором. Директива #ifndefдействует противоположным образом.

Препроцессор - это специальная программа, являющаяся частью компилятора языка Си. Она предназначена для предварительной обработки текста программы. Препроцессор позволяет включать в текст программы файлы и вводить макроопределения.
Работа препроцессора осуществляется с помощью специальных директив (указаний). Они отмечаются знаком решетка #. По окончании строк, обозначающих директивы в языке Си, точку с запятой можно не ставить.

Основные директивы препроцессора

#include - вставляет текст из указанного файла
#define - задаёт макроопределение (макрос) или символическую константу
#undef - отменяет предыдущее определение
#if - осуществляет условную компиляцию при истинности константного выражения
#ifdef - осуществляет условную компиляцию при определённости символической константы
#ifndef - осуществляет условную компиляцию при неопределённости символической константы
#else - ветка условной компиляции при ложности выражения
#elif - ветка условной компиляции, образуемая слиянием else и if
#endif - конец ветки условной компиляции
#line - препроцессор изменяет номер текущей строки и имя компилируемого файла
#error - выдача диагностического сообщения
#pragma - действие, зависящее от конкретной реализации компилятора.

Директива #include

Директива #include позволяет включать в текст программы указанный файл. Если файл является стандартной библиотекой и находится в папке компилятора, он заключается в угловые скобки <> .
Если файл находится в текущем каталоге проекта, он указывается в кавычках "" . Для файла, находящегося в другом каталоге необходимо в кавычках указать полный путь.

#include
#include "func.c"

Директива #define

Директива #define позволяет вводить в текст программы константы и макроопределения.
Общая форма записи

#define Идентификатор Замена


Поля Идентификатор и Замена разделяются одним или несколькими пробелами.
Директива #define указывает компилятору, что нужно подставить строку, определенную аргументом Замена , вместо каждого аргумента Идентификатор в исходном файле. Идентификатор не заменяется, если он находится в комментарии, в строке или как часть более длинного идентификатора.

1
2
3
4
5
6
7
8

#include
#define A 3
int main()
{
printf("%d + %d = %d" , A, A, A+A); // 3 + 3 = 6
getchar();
return 0;
}

В зависимости от значения константы компилятор присваивает ей тот или иной тип. С помощью суффиксов можно переопределить тип константы:

  • U или u представляет целую константу в беззнаковой форме (unsigned );
  • F (или f ) позволяет описать вещественную константу типа float ;
  • L (или l ) позволяет выделить целой константе 8 байт (long int );
  • L (или l ) позволяет описать вещественную константу типа long double

#define A 280U // unsigned int
#define B 280LU // unsigned long int
#define C 280 // int (long int)
#define D 280L // long int
#define K 28.0 // double
#define L 28.0F // float
#define M 28.0L // long double

Вторая форма синтаксиса определяет макрос, подобный функции, с параметрами. Эта форма допускает использование необязательного списка параметров, которые должны находиться в скобках. После определения макроса каждое последующее вхождение

идентификатор(аргумент1, ..., агрументn)


замещается версией аргумента замена , в которой вместо формальных аргументов подставлены фактические аргументы.

Пример на Си : Вычисление синуса угла

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

#include
#include
#include
#define PI 3.14159265
#define SIN(x) sin(PI*x/180)
int main()
{
int c;
system("chcp 1251" );
system("cls" );
printf("Введите угол в градусах: " );
scanf("%d" , &c);
printf("sin(%d)=%lf" , c, SIN(c));
getchar(); getchar();
return 0;
}

Результат выполнения

Отличием таких макроопределений от функций в языке Си является то, что на этапе компиляции каждое вхождение идентификатора замещается соответствующим кодом. Таким образом, программа может иметь несколько копий одного и того же кода, соответствующего идентификатору. В случае работы с функциями программа будет содержать 1 экземпляр кода, реализующий указанную функцию, и каждый раз при обращении к функции ей будет передано управление.
Отменить макроопределение можно с помощью директивы #undef .

Однако при использовании таких макроопределений следует соблюдать осторожность, например

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

#include
#define sum(A,B) A+B
int main()
{
int a, b, c, d;
a = 3; b = 5;


getchar();
return 0;
}


Результат выполнения:


По умолчанию текст макроопределения должен размещаться на одной строке. Если требуется перенести текст макроопределения на новую строку, то в конце текущей строки ставится символ "обратный слеш" — \ .

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

#include
#define sum(A,B) A + \
B
int main()
{
int a, b, c, d;
a = 3; b = 5;
c = (a + b) * 2; // c = (a + b)*2
d = sum(a, b) * 2; // d = a + b*2;
printf(" a = %d\n b = %d\n" , a, b);
printf(" c = %d \n d = %d \n" , c, d);
getchar();
return 0;
}


Кроме того, директива #define позволяет замещать часть идентификатора. Для указания замещаемой части используется ## .

1
2
3
4
5
6
7
8
9

#include
#define SUM(x,y) (a##x + a##y)
int main()
{
int a1 = 5, a2 = 3;
printf("%d" , SUM(1, 2)); // (a1 + a2)
getchar();
return 0;
}


Результат выполнения:

Директивы #if или #ifdef/#ifndef вместе с директивами #elif , #else и #endif управляют компиляцией частей исходного файла.
Если указанное выражение после #if имеет ненулевое значение, в записи преобразования сохраняется группа строк, следующая сразу за директивой #if . Синтаксис условной директивы следующий:

1
2
3
4
5
6
7

#if константное выражение
группа операций
#elif константное выражение
группа операций
#else
группа операций
#endif


Отличие директив #ifdef/#ifndef заключается в том, что константное выражение может быть задано только с помощью #define .

У каждой директивы #if в исходном файле должна быть соответствующая закрывающая директива #endif . Между директивами #if и #endif может располагаться любое количество директив #elif , однако допускается не более одной директивы #else . Директива #else , если присутствует, должна быть последней перед директивой #endif .

Пример

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

#include
#include
#define P 2
int main()
{
system("chcp 1251" );
system("cls" );
#if P==1
printf("Выполняется ветка 1" );
#elif P==2
printf("Выполняется ветка 2, P=%d" , P);
#else
printf("Выполняется другая ветка, P=%d" , P);
#endif
getchar();
return 0;
}